Информация о выплатах: куда обращаться по поводу пособий?
Содержание статьи
Комментировать Слушать Подписаться
Государство идёт к тому, чтобы делать помощь проактивной: вы о ней и не догадывались, а она вас настигнет. Это в основном работает через Госуслуги, которые уже направляют готовые заявления на получение льгот в личный кабинет. Но такой формат помощи ещё редкость, и обещанное «одно окно» для получения пособий пока не появилось — единого ведомства так и нет. Соцподдержкой занимаются и Пенсионный фонд, и соцзащита, и другие учреждения. Поэтому, когда возникает проблема, человек не знает, куда бежать, и скитается по интернету в поисках помощи.
Куда звонить по вопросам любых пособий
Прежде всего, обращаться по любым вопросам о пособиях и льготах можно на новую горячую линию Министерства труда и соцзащиты. Она создана, чтобы и про положенные льготы и пособия рассказать, и на вопросы ответить.
Телефон: 8−800−2000−412
Туда можно позвонить с дерзким вопросом: «У меня родился ребёнок, что мне положено кроме маткапитала и как получить хотя бы его?» В общих чертах вас сориентируют о том, должно ли вам государство что-то ещё, и об оформлении выплат.
Важно: Единый контакт-центр рассказывает только о федеральных льготах и пособиях. Они обычно напоминают, что вам также могут полагаться региональные, и сообщают телефон местных соцслужб или отделений Пенсионного фонда, чтобы вы могли уточнить свои права ещё и там.
Звонить на горячую линию лучше ночью или ранним утром — так вам быстрее ответят. В течение дня ожидание может затянуться на полчаса, а некоторые операторы даже не позволяют звонить дольше.
Номер телефона Пенсионного фонда
Если до Единого контакт-центра дозвониться не удалось или не повезло с оператором, то не расстраивайтесь, это не последняя инстанция. Можно позвонить в Пенсионный фонд.
Телефон: 8−800−6−000−000
Однако обращаться на эту горячую линию имеет смысл, только если вы уверены, что ваш вопрос касается тех начислений, которыми занимается Пенсионный фонд:
- все виды пенсионных выплат;
- все виды выплат по инвалидности;
- выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы;
- выплаты ветеранам, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и лицам, подвергшимся воздействию радиации из-за радиационных аварий и ядерных испытаний;
- выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации либо кавалерам ордена Славы трех степеней (полным кавалерам ордена Славы), а также членам их семей после их смерти;
- выплаты Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней (полным кавалерам ордена Трудовой Славы);
- ежемесячное пособие на детей 8−17 лет, которых воспитывает одинокий родитель;
- ежемесячное пособие для беременных, вставших на учёт в ранние сроки;
- единовременная выплата к началу учебного года;
- единовременная выплата пенсионерам 10 тысяч рублей в сентябре 2021 года;
- материнский капитал;
- выплаты на второго ребёнка до 3-х лет.
Таким образом, многие пособия на детей, выплаты пенсионерам и единовременные пособия находятся в зоне ответственности ведомства. Можно обращаться и задавать вопросы.
Если вы не любите звонить, то выход тоже есть. На сайте Пенсионного фонда, на главной странице, доступна кнопка «Центр консультирования». По ней вам дадут ссылки на группы ведомства в соцсетях и на форму обращения — задать вопрос можно и там, и там. Телефоны региональных отделений можно посмотреть там же.
Можно также воспользоваться окошком «Задать вопрос» в нижнем правом углу на сайте Пенсионного фонда. Правда, там отвечает робот, а общение с ними не всегда приносит радость или хотя бы мало-мальскую пользу.
Однако некоторыми выплатами пенсионерам и инвалидам занимается не Пенсионный фонд. Если он «отпирается» и не консультирует вас по пособиям, объясняя это тем, что он не имеет к ним отношения, то нужно обращаться в соцзащиту.
Номер телефона соцзащиты
Органы соцзащиты заведуют очень большим пластом проблемных пособий. В их ведении есть и популярные детские пособия:
- ежемесячное пособие на первого ребёнка до 3-х лет;
- выплаты и льготы для многодетных;
- выплаты и льготы для малоимущих;
- ежемесячная выплата на детей 3−7 лет;
- компенсация расходов на оплату ЖКХ;
- выплаты и льготы для ликвидаторов чернобыльской аварии;
- социальный контракт;
- выплаты при усыновлении/удочерении и так далее.
Вообще, большинство региональных выплат и льгот находятся в ведении органов соцзащиты. Также она занимается присвоением всевозможных льготных категорий, например, многодетные, малоимущие.
В отличие от Пенсионного фонда, соцзащита не имеет единого федерального колл-центра. Чтобы задать вопросы по её профилю, придётся найти сайт регионального ведомства, а на нём — контакты. Помимо телефона там могут предложить и общение в соцсетях, где тоже помогают.
Если задача по поиску своего отделения соцзащиты и его контактов кажется невыполнимой, то можно позвонить в единой колл-центр от Минтруда, указанный выше, и либо решить вопрос там, либо попросить контакты региональной службы — перенаправить звонящего по другому номеру рады на любой горячей линии.
Фонд социального страхования (ФСС)
Хотя большинством выплат занимается Пенсионный фонд и соцзащита, есть пособия, по которым они не консультируют. Ими заведует ФСС.
В ФСС нужно обращаться, если у вас возникли вопросы по начислениям, которые идут через работодателя, но с ним вопрос уладить не удалось:
- оплата больничных;
- оплата декретного отпуска;
- пособие по уходу за ребёнком;
- выплаты медработникам, которые занимаются ковидными больными.
Однако у ФСС, как и у соцслужбы, нет единого федерального номера — нужно обращаться в региональные подразделения. Их телефоны можно узнать на сайте фонда: ссылка на карту страны есть на главной странице в правом верхнем углу.
Телефон 8−800−6−000−000 тоже указан как контактный, однако это всё-таки линия именно Пенсионного фонда, и там не сориентируют по вопросам ФСС.