Полезные советы

Что делать, если перевел деньги мошенникам

Комментировать Слушать Подписаться

Статистика ЦБ РФ неутешительна — каждый год объём украденных денег с банковских карт россиян растёт на 10–30%. Рассказываем, что делать, если вас обманули мошенники, и как вернуть от них деньги.

Как воруют деньги с карт

Развитие информационных технологий стимулирует появление новых мошеннических схем. Аферисты используют множество уловок, с помощью которых получают доступ к персональным данным граждан и похищают их средства.

Оплата через интернет

Интернет лидирует среди способов похищения денег. При этом мошенники используют разные схемы:

  1. Информационные рассылки, которые содержат ссылки на сайты, имитирующие известные онлайн-сервисы: отели, магазины, агентства по продаже авиабилетов.
  2. Рассылки писем и сообщений с предложением поучаствовать в акции, получить скидку или выиграть приз, которые перенаправляют на опасные ресурсы.
  3. СМС-оповещения об отмене платежа или блокировке доступа к личному кабинету, которые содержат вредоносные ссылки.
  4. Использование фишинговых сайтов, которые визуально не отличаются от популярных магазинов. Делая покупки на них, клиенты отправляют деньги мошенникам.
  5. Сбор денег со взломанных аккаунтов знакомых и родственников. Жертве поступает сообщение от друзей и близких с просьбой одолжить ту или иную сумму.
  6. Получение предоплаты за продаваемые товары. На сайтах объявлений преступники выставляют интересные товары и предлагают забрать их, внеся предоплату. Необходимость оплаты объясняется большим спросом и готовностью придержать продаваемое изделие.

Чтобы защитить сбережения и не стать жертвой аферистов, не стоит открывать подозрительные письма и переходить по ссылкам. Делать покупки следует на проверенных сайтах, а при переходе на интернет-ресурсы — обращать внимание на точность введённого адреса.

Телефонные мошенники

Чаще всего телефонные мошенники представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов и сообщают:

  • о попытке списания денег с вашей карты;
  • об открытии на ваше имя кредита;
  • о мошенничестве от вашего лица;
  • о назначении государственных пособий;
  • о выигрыше в конкурсе или лотерее.

Цель таких звонков — запугать жертву, получить её персональные данные или заставить предпринять определённые действия (сделать взнос за участие в розыгрыше, оформить кредит и т. д.).

Чтобы обезопасить себя, не продолжайте разговор с людьми, звонящими с незнакомых номеров. Если вы сомневаетесь, перезвоните в банк, отделение полиции или другую службу, от лица которой с вами разговаривают.

Перевод на «безопасный» счёт

Ещё один распространённый способ кражи денег — предложение перевести накопления на безопасный счёт. В этом случае мошенники звонят клиентам банков, сообщают о попытках списания средств с карт пользователей и предлагают защитить их, отправив на резервный счёт.

Преступники действуют уверенно и убедительно. В результате многие поддаются на их доводы и перечисляют деньги на указанные счета злоумышленникам.

Приложение с удалённым доступом

Кражи через мобильные приложения — новый метод мошенничества. Злоумышленники маскируют приложения удалённого доступа под банковское программное обеспечение и предлагают установить его на смартфон жертвы. Происходит это следующим образом:

  • клиенту банка поступает звонок якобы от сотрудников финансовой организации;
  • ему сообщают о попытках взлома личного кабинета, перевода средств;
  • для защиты денег предлагают установить антивирус от банка.

Ссылку на установочное ПО обычно высылают через мессенджеры. После установки мобильного приложения мошенники получают доступ к смартфону пользователя. Они могут скопировать нужную информацию, коды и пароли от личных кабинетов и банковских счетов.

Опасность способа в том, что злоумышленники не спрашивают никаких данных и паролей. Это усыпляет бдительность жертвы, и мошенники удачно пользуются ситуацией.

Ошибочные оплаты

Этот вариант не относится к способам обмана и представляет собой потерю денег из-за собственной невнимательности. Плательщики нередко допускают ошибки в платёжных реквизитах и перечисляют средства не туда.

Если вы неправильно указали номер счёта, ничего страшного. При несоответствии получателя и его реквизитов деньги некоторое время будут числиться как невыясненный платёж и через 1–5 дней вернутся отправителю.

Другое дело, если вы перечисляли деньги по номеру телефона и по ошибке указали не того получателя. В этом случае можно попробовать отменить ошибочный перевод. Но если банк уже совершил транзакцию, вернуть перечисленные средства можно только с согласия человека, получившего их.

Можно ли вернуть деньги

Можно ли вернуть деньги, если перевёл их мошенникам, зависит от обстоятельств. Кроме этого, для положительного исхода важно правильно действовать в возникшей ситуации.

Обращение в банк

Если вы попались на уловки злоумышленников, следует обращаться в банк. Необходимо как можно быстрее заблокировать счета и карты, а также попробовать остановить перечисление. Сделать это можно по телефону или через службу поддержки на сайте и в приложении организации.

Если списание произошло, банк может вернуть похищенные деньги. Для этого должны быть выполнены два условия:

  • клиент сообщил о происшествии и написал заявление на возврат не позднее чем через 24 часа после случившегося;
  • незаконное списание произошло без ведома держателя карты, он не распространял свои персональные данные.

В таком случае финансовое учреждение рассмотрит обращение, проведёт внутреннее расследование и попробует выяснить причины произошедшего. Если доказательства вины клиента не будут найдены, банк решит, как заставить мошенников вернуть деньги.

Вернёт ли банк деньги, если клиент сам перевёл их мошенникам

Другая ситуация — если владелец счёта сам виноват в перечислении. В этом случае шансы вернуть деньги минимальны. Финансовые учреждения не обязаны производить возврат, если клиент нарушил правила использования карт или передал свои коды и пароли незнакомым лицам.

Получить средства назад возможно, если:

  • деньги не отправились получателю;
  • на получателя ранее были жалобы, и его счета заблокировали.

В реальности такое происходит редко. Банки исполняют поручения клиентов в короткие сроки, а преступники следят за счетами, быстро снимают с них деньги и прекращают работу в случае возникновения опасности блокировки. Тем не менее написать заявление в банк нужно.

Обращение в полицию

Ещё один способ, как вернуть деньги, если перевёл их мошенникам, — обратиться в полицию. В правоохранительные органы следует подать заявление в свободной форме. В нём нужно отразить:

  • ваши личные данные;
  • обстоятельства похищения денег;
  • реквизиты счетов преступников (если вы их знаете).

Подать заявление можно в ближайшем полицейском отделении или на сайте государственной структуры онлайн. В течение 10 суток по вашему обращению будет проведена проверка и принято решение о возбуждении уголовного дела.

В случае открытия уголовного дела будут проводиться следственные мероприятия: полиция запросит данные у банков отправителя и получателя, будет искать участников преступления. Если мошенника найдут, его вину нужно доказать в суде, и только по решению этого органа будет приниматься решение о возврате денег.

Злоумышленники используют запутанные схемы обмана, процент раскрываемости подобных дел крайне низкий. Даже если их удастся поймать, велика вероятность того, что взыскивать с преступников будет нечего. Поэтому способов, как наказать мошенников и вернуть деньги, не так много.

В течение какого времени происходит возврат средств?

Внутреннее расследование банка занимает до 30 суток. Если за это время не докажут вину клиента и будет принято положительное решение, деньги возвращаются на счёт пользователя в течение следующих 30 суток.

При обращении в полицию точные сроки возврата назвать сложно. Уголовное дело может длиться до 12 месяцев, и его исход предугадать невозможно.

Как защитить свои данные и не стать жертвой мошенника

Чтобы не стать жертвой преступников и не искать, что делать, если перевёл деньги мошенникам, следует пользоваться простыми способами защиты:

  1. Проверяйте любую информацию. Даже если вы получили сообщение в мессенджере от своих близких или друзей, прежде чем переводить деньги, позвоните им. Если вы хотите стать покупателем интернет-магазина, почитайте о нём отзывы и проверьте правильность адреса сайта.
  2. Оплачивайте покупки после их получения. Лучше отказаться от покупки, если продавец просит внести полную или частичную предоплату. Платите за товары только после их осмотра.
  3. Не сообщайте никому личные данные. Если вам звонят из полиции или банка, не продолжайте разговор. Перезвоните в указанное учреждение и поинтересуйтесь, действительно ли вас разыскивали.
  4. Не переходите по непонятным ссылкам. Если вы получили письмо или сообщение, не переходите по указанным в них ссылкам, не перепроверив информацию.
  5. Выпустите виртуальную карту. Оплачивайте покупки в интернете только с неё. При этом установите суточный лимит, сверх которого платежи не смогут списываться со счёта. Это поможет сохранить сбережения на основной карте.
  6. Застрахуйте банковскую карту. Банки предлагают услугу страхования, благодаря которой можно получить возмещение в случае кражи денег со счёта.

Если по вашему счёту произошло непонятное снятие, как можно быстрее блокируйте карту. Сделать это можно в приложении банка или по телефонам горячей линии, бесплатной для мобильных всех операторов. Помните: лучше избегать неприятностей, чем бороться с их последствиями.

По материалам

Кнопка «Наверх»