Полезные советы

Soft skills: что работодатели хотят видеть в каждом резюме

Комментировать Слушать Подписаться

С детства всем говорят, что нужно хорошо учиться. Только якобы в этом случае можно рассчитывать на достойную жизнь в будущем. Но вот люди вырастают и с удивлением замечают, что некоторые троечники, а то и двоечники живут лучше иных отличников. Как же так? Дело в том, что те, кто в детстве проводил время не только за учёбой, более социализированы. Помимо базовых знаний, они получают и дополнительные навыки. Благодаря чему свободно находят язык с другими, легко адаптируются, не боятся перемен, умеют принимать решения и брать за них ответственность. Всё это помогает им в работе. HR-специалисты называют такие способности «мягкими навыками» — soft skills. Какие именно непрофессиональные личные качества особо ценятся работодателями? Для чего нужны soft skills и можно ли их развить?

Тимбилдинг. Фото: divolog.ru

Мы проводим на работе большую часть своей активной жизни. Поэтому невольно проявляем не только профессиональные навыки, но и личные. Включаем обаяние в переговорах с партнёрами, злимся на подчинённых, обижаемся на руководство.

Всё это в той или иной степени влияет на эффективность труда. Поэтому работодатели хотят видеть в сотрудниках не только профессионалов своего дела, но и хороших во всех отношениях людей.

Soft skills (мягкие/гибкие навыки) — навыки, которые не связаны с конкретной профессией и не описаны в должностных инструкциях. Тем не менее они помогают хорошо выполнять свою работу и эффективно строить карьеру.

Какие soft skills ценят работодатели

Несмотря на целый спектр качеств, которыми мы обладаем, не все из них нужны в работе. Но вы сильно повысите шансы на трудоустройство и продвижение по карьерной лестнице, если обладаете теми, что назвали опрошенные нами специалисты.

Самоорганизованность

Александр Трубенков, руководитель компании iPantry, основатель школы предпринимательского искусства, одним из главных личных навыков выделяет автономию, то есть способность человека работать в одиночку, ни на кого не рассчитывая. Как продолжение этого навыка выступает самоорганизация.

Александр ТрубенковРуководитель компании iPantry, основатель школы предпринимательского искусстваКомментарий эксперта:Важно, чтобы сотрудник умел самостоятельно ставить перед собой задачи и желательно видел пути их решения. У руководителей, особенно в больших компаниях, нет возможности контролировать каждый шаг подчинённых. В итоге высок риск срыва проектов, а сами сотрудники не чувствуют удовлетворённости от работы, выгорают и увольняются.

Ответственность

Руководители ценят сотрудников, которые берут на себя ответственность за выполнение делегированных задач: не откладывают в долгий ящик и тем более не забывают о них. Никакому руководителю не хочется контролировать каждый шаг сотрудников и штрафовать за ошибки. Гораздо лучше, когда работа идёт сама.

Коммуникация

Список важнейших soft skills можно дополнить таким навыком, как умение коммуницировать, взаимодействовать с коллективом, рассказывает Трубенков. В процессе работы неизбежны конфликты, ведь все люди разные. Необходимо быть гибким, уметь донести свою позицию, выслушать оппонента. Также важно вовремя запросить нужную информацию, попросить совета у более опытных сотрудников, если возникли трудности, выдвинуть требования. Чем сильнее развиты коммуникативные навыки, тем выше продуктивность. Без этих простых навыков человек не сможет реализовать свой потенциал.

Эмоциональный интеллект

В этом свете необходим развитый у сотрудника эмоциональный интеллект: ему, как части корпоративной культуры уделяется все больше внимания, отмечает CEO агентства TBTBO Brand Mastering Роберт Дерцян.

Роберт ДерцянCEO агентства TBTBO Brand MasteringКомментарий эксперта:Сюда относится и умение управлять собственными эмоциями, и способность к эмпатии в отношении других. Это поддерживает в коллективе благоприятную рабочую атмосферу — которая, согласно опросам, обычно ставится на второе место (после материального вознаграждения) в списке факторов, делающих компанию привлекательным работодателем.

Адаптивность

Работодатели, особенно из высокотехнологичных сфер, также ценят в сотрудниках адаптивность и гибкость, отмечает коуч, ех-СОО, ex-HRD Александра Балод. В современном мире ситуация может меняться с невероятной скоростью, и способность адаптироваться к новым условиям и требованиям — ключевое качество. Гибкие сотрудники могут быстро переключаться между задачами, изучать новые навыки и поддерживать эффективность работы в условиях неопределённости.

Лидерство

А для успешной работы на руководящих позициях нельзя обойтись без лидерских качеств, умения принимать стратегические решения и критически оценивать их.

Елена СтрижковаHR бизнес-партнер АО «Свой Банк»Комментарий эксперта:Эффективный менеджер не работает по принципу «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Напротив, он умеет делегировать задачи, объяснять цели, мотивировать и вести за собой коллектив, презентовать результат вышестоящему руководству и брать на себя ответственность за него. Чем выше сотрудник поднимается по карьерной лестнице, тем более продвинутыми должны быть его soft skills.

Командная работа

HR-директор компании Arcsinus Мане Фаворская выделяет также командную работу. Потенциал команды не равен сумме потенциалов всех участников. Он может быть больше — и тогда команда двигает сложный проект, который не под силу одному. А может быть и меньше — в этом случае коллектив, который наполнен талантливыми профессионалами, стоит на месте.

Мане ФаворскаяHR-директор компании ArcsinusКомментарий эксперта:Часто причина именно в проблемах с навыками командной работы и soft skills вообще. В команде нужно быть командным игроком. Кстати, к навыкам командной работы относят умение получать обратную связь и обмениваться идеями, способность управлять конфликтными ситуациями.

Подводя итог, можно выделить следующие важнейшие soft skills:

  • навыки коммуникации;
  • ответственность, внимательность, исполнительность;
  • самостоятельность, дисциплинированность, обучаемость;
  • адаптивность, гибкость;
  • умение работать в команде;
  • лидерские и управленческие качества, инициативность;
  • стрессоустойчивость;
  • критическое мышление;
  • эмоциональный интеллект и эмпатия.

Как soft skills сотрудников двигают компанию вперёд

По словам экспертов, soft skills помогают бизнесу:

  • создать уникальный, комфортный микроклимат в компании;
  • снизить конфликтность в коллективе;
  • избегать текучести кадров;
  • сформировать крепкую, работоспособную команду;
  • улучшить взаимодействие как внутри коллектива, — так и с клиентами;
  • облегчить управление компанией;
  • внедрить изменения в бизнес-процессы.

По словам Роберта Дерцяна, технические навыки постоянно устаревают. В отличие от них, гибкие имеют постоянную ценность — они работают не на текущий момент, а на успех бизнеса в перспективе.

Благодаря мягким навыкам в компании более комфортная эмоциональная и творческая атмосфера. Сотрудники охотно помогают друг другу и менее формально относятся к своим обязанностям, отмечает Мане Фаворская.

Всё это напрямую влияет на бизнес: он становится более стабильным и, вместе с тем, легче переносит изменения.

Как можно развить soft skills

Сначала нужно определиться с теми навыками, которые хочется развивать, подсказывает Мане Фаворская. Ни один человек не может вместить в себе все качества. Не нужно пытаться развивать всё сразу, и в целом не нужно относиться к себе и людям вообще как к совокупности навыков, считает эксперт. Сконцентрируйтесь на главном — том, что помогает в работе именно вам.

Доцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Ольга Борисова рекомендует развивать навыки soft skills с помощью обучения.

Ольга БорисоваДоцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФКомментарий эксперта:Найдите курсы, упражнения, повседневные практики, подумайте, как постепенно менять привычные паттерны поведения. Не забудьте определить промежуточные критерии достижения — без них легко потерять мотивацию. И главное — работайте над развитием нового навыка регулярно.

По её словам, в крупных организациях проводят корпоративные мастер-классы и повышения квалификации, на которых разбирают конкретные бизнес-кейсы. HR–отделы могут составлять индивидуальные планы развития. Сотрудники мелких организаций часто вынуждены самостоятельно развивать эти навыки, обращаясь к книгам и курсам электронных платформ, частным консультантам и бизнес-тренерам.

По словам Елены Стрижковой, если вы действительно заинтересованы в развитии своих базовых навыков, то без труда найдёте разнообразные обучающие курсы и тренинги.

Александра Балод считает, что главное в совершенствовании своих мягких навыков — это практика.

Александра БалодКоуч, ех-СОО, ex-HRDКомментарий эксперта:Нужно активно тренироваться выражать мысли ясно и чётко. Это поможет развить коммуникации. Отслеживать свои эмоции, наблюдать за коллегами и пытаться понять, что вызывает у них те или иные реакции. Это разовьёт эмоциональный интеллект, что сделает рабочую обстановку более приятной и поддерживающей.

Изучение новых технологий и методик повысит вашу адаптивность и готовность к изменениям, добавляет Балод. А участие в командных проектах научит работать вместе ради достижения общих целей.

Роберт ДерцянCEO агентства TBTBO Brand MasteringКомментарий эксперта:Любая волонтёрская деятельность, вовлечение в социальные проекты — это «школа жизни», которая поможет развить и опробовать применить soft skills в реальных условиях. Прокачка гибких навыков — не для всех лёгкий процесс. Есть замкнутые люди, мало способные к общению или к эмпатии. Но soft skills — это существенное увеличение вашей стоимости на рынке труда, и я советую всегда иметь это в виду.

Главное — помнить, что развитие любых навыков — это регулярная и серьёзная работа над собой, а потому требующая стремления и упорства, заключает Елена Стрижкова.

Однако эти усилия обязательно окупятся — работа над soft skills поможет кандидату выделиться среди других соискателей и повысит шансы на успешное трудоустройство.

По материалам

Кнопка «Наверх»