Полезные советы

3 способа защитить смартфон от спама: технический, юридический и хитрый

Комментировать Слушать Подписаться

Уже все знают, если у вас попросили номер телефона — в банке, магазине и даже в госучреждении, ждите спама. Все наши данные сливают рекламщикам и даже мошенникам. Звонит незнакомый номер, а вы думаете брать трубку или нет. То ли по делу звонят, то ли в очередной раз одурачить хотят. Как можно обезопасить себя обезопасить себя от спама и мошенников?

Исследование уровня финансовой грамотности населения: пройдите опрос и фонда «За права заемщиков»

Вам тоже надоел спам? Фото: freepik.com

Способ № 1 — технический

Сейчас есть специальные приложения, которые определяют «рекламные звонки» и блокируют их.

Мы не будем рекомендовать вам неизвестные или сомнительные приложения. Некоторые из них раскрывают ваши данные — например, имена, под которыми вы записаны в контактах, другим пользователям. Лучше воспользоваться проверенными определителями номеров.

«Яндекс»

Автоматический определитель номера (АОН) от «Яндекса» подскажет, кто вам звонит, если входящего номера нет в контактах вашего телефона. Он может сообщать о звонках, которые поступают не только по телефону, но и через мессенджеры — WhatsApp и Viber.

Определитель номера работает на устройствах с Android 10.0 и выше или с iOS 12.4 и выше. Он бесплатный и безопасный, так как, по заверениям создателей, не получает доступа к содержимому звонков и сообщений. Но добавляет ваш номер в свою базу.

Принцип его работы в следующем — определитель ведёт свой список номеров и на основе отзывов о нём даёт ему оценку. Так, номера, на которые другие пользователи чаще всего оставляют жалобы, определяются сервисом как нежелательные.

При звонке «Яндекс» определяет номер и помечает его сообщением:

  • «возможно, нежелательный звонок»;
  • «возможно, опрос»;
  • «возможно, предложение услуг от банков/финансовых организаций»;
  • «возможно, реклама»;
  • «возможно, полезный звонок».

Вам остаётся лишь принять решение — взять трубку или проигнорировать.

Можно установить режим блокировки, тогда программа будет автоматически отклонять спам-звонки, а вам лишь сообщать о них.

Для установки приложения на Android:

  1. Скачайте на смартфон приложение Яндекс — с Алисой.
  2. Откройте заглавную страницу.
  3. Выберите в левом верхнем углу иконку «Все сервисы».
  4. Перейдите в раздел «Определитель номера».
  5. Нажмите «Включить» для активации.
  6. Предоставьте Яндексу доступ к автоматическому определению номеров по умолчанию.

Для установки приложения на iOS:

  1. Скачайте на смартфон приложение Яндекс — с Алисой.
  2. Откройте настройки устройства.
  3. Выберите пункт «Телефон» — «Блокировка и идентификация вызова».
  4. Включите опции «Яндекс — Определение номеров» и «Яндекс — Блокировка номеров».

Google

По тому же принципу работает и автоматический определитель номера от Google. При звонках на экране появляются сведения об абонентах или организациях, которых нет в ваших контактах, а также предупреждения о возможном спаме. Правда, на iPhone сервис от Google не подключается.

Для установки приложения на Android:

  1. Откройте приложение «Телефон».
  2. Нажмите на значок «Ещё»
  3. Перейдите в «Настройки» — «Спам и фильтр звонков» или «АОН и спам».
  4. Включите функцию «Показывать идентификатор абонента и спам», а также по желанию «Фильтровать спам-вызовы».

Есть также приложения от «Касперского», «2ГИС», банков и сотовых компаний.

Кроме того, заблокировать навязчивого абонента позволяют и сами смартфоны. Для этого нужно добавить номер в чёрный список — заблокировать его.

Способ № 2 — юридический

Предыдущие способы помогают просто не обращать внимания на «спамеров». Если же вы хотите целенаправленно их наказать, то в этом случае заручитесь поддержкой законов. Они на вашей стороне.

Например, если спам идёт от конкретной компании, то её можно привлечь за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3. КоАП РФ). За распространение рекламы без согласия на то абонента юридическим лицам грозит штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей.

Кроме того вы можете потребовать с организации компенсировать вам моральный вред и убытки, которые понесли из-за рекламы. Для этого нужно:

  1. Зафиксировать факт распространения спама (сделайте запись телефонного разговора, скриншот рекламного смс, получите от сотового оператора выписку о входящих телефонных звонках в день);
  2. Направить на имя организации, от имени которой распространяется реклама, претензию по поводу того, что вы не давали своего согласия на рассылку. При этом нужно сослаться на ч. 1 ст. 15 закона «О персональных данных» (N 152-ФЗ). Закон говорит о том, что обработка персональных данных для продвижения товаров, работ, услуг на рынке через средства связи возможна только по согласию обладателя этих данных. А также на ч. 1 ст. 18  закона «О рекламе» (N 38-ФЗ). Закон также требует предварительного согласия абонента на распространение рекламы по сетям электросвязи.
  3. Если переговоры с организацией ни к чему не привели, то направляйте жалобу в территориальное подразделение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которое разбирает административные дела по фактам нарушения рекламного законодательства (ч.1 ст. 36 Закона «О рекламе»).
  4. Получив решение ФАС о привлечении «спамера» к ответственности, можно обращаться в суд, требуя взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда и прочие убытки.

Способ № 3 — «хитрый»

Заведите себе дополнительную сим-карту, и там, где требуются ваши данные, указывайте её номер. А основной пускай остаётся только для близких контактов, которым вы доверяете.

Вторую симку можно включать только по мере необходимости. Тогда как основной номер, которым вы пользуетесь постоянно, не попадёт в базу спамеров. А значит, по нему никто чужой вам названивать не будет.

По материалам

Кнопка «Наверх»