Пациент одной из стоматологических клиник рассказал о недобросовестной практике, которую применяют врачи. Клиника рекламирует акцию: две коронки по цене одной. Пациент обращается к врачу, согласовывает с ним план лечения и стоимость с учётом акции. Однако, когда лечение уже идёт полным ходом, врач меняет план и, соответственно, пересчитывает стоимость услуг. Причём выясняется, что акция распространяется не на два зуба, а на один. То есть скидка на одну коронку 50%. В итоге пациент должен заплатить больше, чем изначально обговорено. Чтобы выяснить, что делать пациенту в подобной ситуации и как противостоять недобросовестным практикам врачей, мы поговорили с юристом Нелли Гурьяновой.
Как противостоять недобросовестным врачам? Фото: «»
Взаимоотношения пациента и больницы регулируются законами: Гражданским кодексом (статьям о возмездном оказании услуг), законом «О защите прав потребителей» и законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Всё, что происходит в рамках оказания стоматологических услуг, должно быть прописано в договоре. Поскольку договоры могут быть составлены по-разному, единого совета, как действовать, если клиника ведёт недобросовестные практики, нет.
Нелли ГурьяноваЮристКомментарий эксперта:Стоматология – отрасль медицины, где невозможно однозначно предсказать точный объём работ и конкретную стоимость. Особенно если речь идёт о длительном лечении или протезировании, где всё пойти не по плану. Например, изменится стоимость материалов и медикаментов, состояние пациента. Если новые обстоятельства выясняются во время лечения, врач может менять план лечение, корректировать свои действия. Это данность и ничего с этим не поделать. Другое дело, что этим пользуются недобросовестные клиники, заманивая клиентов низкими расценками, а потом «раскручивая» их на дорогостоящие манипуляции и дополнительные услуги. И тут нужно быть бдительным
В первую очередь надо читать договор. В нём должны быть прописаны возможные риски, порядок действий, если лечение пошло по плану и что будет предпринято, если объём работ изменится.
Добросовестные клиники на практике заключают договор, где указывается примерная стоимость стоматологических услуг и примерный план лечения – объём предстоящих работ. Но при этом в договоре чётко прописано, что окончательная стоимость определяется по итогам оказанных услуг в соответствии с согласованным с пациентом объёмом работ. Иными словами, в каждом случае, когда план лечения меняется, клиника согласовывает изменения с пациентом в рамках заключённого договора. Поскольку сумма договора не фиксированная, то пациент понимает, что окончательная стоимость его лечения будет определена в соответствии с объёмом работ, и это прописано.
Некоторые клиники заключают отдельные договоры на каждый самостоятельный этап оказания услуг. Пациент в этом случае видит, что предстоит сделать, каков объём и стоимость работ. В этом случае подсчитать расходы проще, поскольку ситуация понятна на каждом этапе лечения и для пациента, и для врача.
В договорах на стоматологические услуги может быть прописано, что пациент согласовывает каждый этап работ, подписывая отдельные документы (счета, акты). Если согласование зафиксировано, то отказаться от оплаты оказанных услуг пациент не вправе. За них придётся заплатить (если, конечно, пациент удовлетворён качеством).
Пациент может в любой момент отказаться от дальнейшего взаимодействия с клиникой при условии, что он оплатит все фактически оказанные ему услуги на момент расторжения договора. Получается, что если возникли разногласия, врач и пациент не могут согласовать дальнейшие работы, то заплатить придётся, но только за проделанную работу.
Что должно насторожить в клинике? Фото: «Выберу»
Если объёмы оказанных услуг в документах, которые на руках у пациента (план лечения, перечень этапов и др.), и документами клиники расходятся, то преимущественное значение будет иметь договор и все двусторонние документы, составленные на его основе с подписями пациента и представителя клиники. В случае спора, судебного разбирательства, именно договорные отношения будут оцениваться в первую очередь, поскольку внутренняя документация клиники, ведение их отчётности и т. д. не порождает взаимных прав и обязанностей с пациентом, это внутреннее дело клиники.
Что должно насторожить, когда обращаетесь в клинику?
Первый тревожный звоночек — лечение без плана и без документации. Никакие устные договорённости не заменяют договор и акты. Если вдруг у пациента возникнут претензии к клинике, то без документов ничего нельзя будет доказать.
Именно в этом случае есть большой простор для манипуляций со стороны клиники для навязывания дополнительных услуг и дополнительной оплаты. Отсутствие договора – риск нарушения прав пациента.
Юристы рекомендуют читать все документы, которые подписываете до начала лечения. От того, как сформулированы пункты договора, зависят права пациента и стратегия по их защите.
Реклама же обещала бесплатное лечение
Что касается рекламы, обещания которой клиника не выполняет. У каждой акции есть полные условия. Это не то, что указано на баннере сайта, а то, что прописано в документации. У акции могут быть исключения.
К тому же, начиная лечение по акции, надо убедиться, что вы в ней участвуете. Это должно быть прописано в договоре.
Если в договоре нет информации о том, что пациент стал участником акции, то клиника на полных правах может взять полную стоимость лечения.
Итак, в спорах с клиниками много тонкостей, которые зависят от положений договора. Единого совета, как поступать, нет, поскольку многое зависит от ситуации и того, как оформлены документы.
Но из всего сказанного выше можно вывести несколько правил платного лечения:
Обязательно читайте договор. Из него вам станет понятно, к чему готовиться и на что можно рассчитывать в спорной ситуации.
Все действия врача должны быть согласованы пациентом и задокументированы.
Пациент может отказаться от лечения, но все выполненные манипуляции надо оплатить.
По материалам