«Зачем платить больше?» ЦБ назвал ещё один бесполезный финансовый продукт
Содержание статьи
В середине 2000-х годов был популярен рекламный слоган: «Если не видно разницы, то зачем платить больше?» Он идеально подходит под бесполезные финансовые продукты, список которых составил ЦБ в 2021 году. В 2022 году список пополнился ещё одним продуктом, который банки предлагают каждому клиенту, кто оформляет дебетовую карту.
Бесполезный продукт
В ЦБ заявили, что страхование карт и счетов от мошенничества — продукт с низкой ценностью для потребителя, пишут «Известия». Это связано с тем, что большинство рисков, которые покрывает страховка, бесплатны для банковских клиентов.
Регулятор напомнил, что по закону «О национальной платёжной системе» банк обязан вернуть клиенту похищенные преступниками деньги, если соблюдены два условия:
- Клиент написал заявление о краже денег в течение одного дня с момента проведения операции.
- Клиент не передавал мошенникам персональные данные — не называл PIN-код, код из сообщения, номер карты, срок действия.
Поскольку чаще всего мошенники под разными предлогами выуживают персональную информацию (социальная инженерия), соблюсти условия мало кому удаётся. В итоге банки возвращают не более 10% от украденных средств.
Банки позиционируют страховки от мошенничества как защиту от потери денег. Но ЦБ утверждает, что часто полис не защищает карты от хищений по методу социальной инженерии. Также в страховку могут добавляться и другие исключения.
Запретить нельзя исправить
В 2021 году Центробанк составил список бесполезных финансовых продуктов. Но тогда в нём не было страховок от мошенничества. Возможно, так называемая финансовая защита приобрела популярность только в 2022 году.
Поскольку в России рыночная (свободная) экономика, ЦБ не может взять и запретить какой-то продукт. Но регулятор может добавить ценности, как это было со страхованием жизни заёмщиков. В 2021 году Центробанк признал этот продукт ненужным, а в 2022 году составил список обязательных условий, которые сделали страховки более полезными для клиентов.
То, что ЦБ признал страховки от мошенничества малополезными, не означает, что нужно отказываться от них. Это, скорее, настойчивая рекомендация клиентам внимательно читать договор и сопоставлять риски, которые покрывает платная страховка и которые предоставляются по закону бесплатно.
Например, страховка может обеспечить возврат денег вне зависимости от того, когда клиент подал заявление. Такая страховка понадобится тем, кто не отслеживает операции по карте, или тем, кто может быть настолько занят, что не будет времени на подачу заявления. Одним словом, всё индивидуально. Для кого-то страховка станет спасением, для кого-то — бесполезной тратой денег.