Принципал и бенефициар в банковской гарантии
Содержание статьи
Комментировать Слушать Подписаться
Банковская гарантия — финансовый инструмент, который избавляет от необходимости искать поручителей, деньги, чтобы подтвердить обязанность заключить контракт, исполнить договор, выполнить другие обязательства. Расскажем, что это за документ, какие обязанности он гарантирует, кто такие принципал и бенефициар в банковской гарантии.
Банковская гарантия: гарант, принципал, бенефициар
Выдаёт банковскую гарантию (БГ) банк или другое кредитное учреждение, внесённое в реестр ЦБ РФ. Документ оформляется в бумажном или электронном виде, утверждается подписями сторон. Банк выступает гарантом того, что исполнитель выполнит взятые на себя обязательства. А если они нарушены, заказчику будет возмещён убыток — банк выплатит денежную компенсацию в соответствии с соглашением. Сумма выплат, условия, возможность отзыва указываются в гарантии.
При оформлении документа участвуют три стороны — гарант (кредитная организация), принципал (исполнитель) и бенефициар (заказчик). Принципал и бенефициар, простыми словами, — это вторая и третья стороны сделки. Рассмотрим подробнее эти термины, задачи, роли каждого, степень ответственности за срыв соглашения.
Бенефициар — это кто в банковской гарантии
Бенефициар — это тот, кто станет выгодоприобретателем, если принципал не выполнит взятых на себя обязательств. БГ выгодна для бенефициара, поскольку он в любом случае получит свои деньги в полном размере.
Принципал — кто это в банковской гарантии
Принципал — это юридическое или физическое лицо, которое обращается в банк за предоставлением БГ. За выдачу гарантийных обязательств он платит комиссию.
Чем бенефициар отличается от принципала
Бенефициар — заказчик. Он имеет право требовать точного соблюдения условий контракта, а при их нарушении обращается к гаранту за компенсацией.
Принципал — исполнитель сделки. Он должен выполнять договор, точно соблюдая все требования, указанные в документации. Иначе он становится должником гаранта, поскольку тот заплатит за него компенсацию и будет требовать вернуть вложенные средства.
Кто такой гарант
Гарант — это банк или кредитная организация, которая выдаёт БГ и выплачивает бенефициару возмещение, если принципал не выполняет своих обязательств.
Рассмотрим несколько вариантов использования БГ.
Владелец кафе (бенефициар) хочет отремонтировать своё помещение, но ему нужна гарантия качественного исполнения заказа. Строительная компания (принципал) обращается в банк для получения гарантии. Банк (гарант) предоставляет БГ на сумму 500 тысяч рублей, документ передаётся заказчику — владельцу кафе. Ремонт закончен своевременно, платежи переведены, сделка закрыта. Но может быть и иначе. Если обязательства не выполнены, банк выплачивает владельцу кафе 500 тысяч рублей, а строительная компания погашает долг банку, который с момента компенсационных выплат переходит в разряд кредитора.
Ситуация может сложиться по-другому. Например, директор кафе (принципал) хочет заказать ремонт, но заплатить за него готов только после открытия кафе, через три месяца, когда сможет заработать определённую сумму. Он обращается в строительную компанию (бенефициар) с БГ, выданной в банке (гарант). В документе указано, что предусмотрена отсрочка оплаты на три месяца. Если директор кафе в указанные сроки после ремонта заплатит строителям, всё в порядке. Если нет, банк предоставит строительной компании денежную компенсацию, а директор кафе станет должником банка.
Что такое гарантийное обязательство
Банковская гарантия может выдаваться на гарантийные обязательства. Она подтверждает, что заказчик товаров, услуг, оборудования будет защищён от финансовых рисков, если поставщик, продавец откажется обслуживать его по гарантии.
Полные условия гарантийных обязательств, обязанности поставщика или продавца указываются в тексте контракта. При наступлении гарантийного случая они должны исполняться. Если поступает отказ, то бенефициар обращается в банк для получения компенсационных выплат. Обычно срок действия БГ указывается на один месяц дольше, чем длительность гарантийных обязательств.
Ответственность сторон перед гарантом
Выдача гарантии предусматривает взаимную ответственность всех сторон сделки, что и вносится в договор.
Принципал должен заплатить банку вознаграждение за выдачу БГ. При возникновении обстоятельств, которые способны помешать выполнению обязательств, разногласий с бенефициаром, он должен уведомлять об этом гаранта. Если будут нарушения, принципал обязан возместить гаранту все расходы, кроме того, к нему могут применяться штрафные санкции.
Гарант при получении требований бенефициара проверяет их и оценивает приложенные документы. Ответственность бенефициара в соответствии со статьёй 375.1 ГК РФ заключается в том, что он должен возместить гаранту убытки, которые понёс в связи с тем, что ему были предоставлены недостоверные документы либо требования были не обоснованы, а также при необходимости выплат по истечении гарантийных сроков.
Права и обязанности гаранта, принципала и бенефициара
Обязанности гаранта при рассмотрении требований бенефициара указаны в статье 375 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как только гаранту поступают требования бенефициара, он должен отправить уведомление принципалу и передать копию требований. Срок рассмотрения требований бенефициара — 5 дней. В БГ может быть указан другой срок, но он не должен быть более 30 дней.
Право гаранта — получить от принципала компенсацию своих затрат на выплату денежных средств по БГ.
Обязанность принципала — выполнить условия контракта. Он имеет право обратиться в банк и получить БГ, заплатив комиссию.
Обязанность бенефициара — предоставить гаранту полный комплект документов для подтверждения нарушения условий договора. Его право — получить гарантийные выплаты при нарушении обязательств.
Права и обязанности всех сторон не могут меняться после выдачи БГ в одностороннем порядке. Отзыв БГ возможен, если контракт был аннулирован или произошли его существенные нарушения.