Для бизнеса

Договор эквайринга

Комментировать Слушать Подписаться

Современный и успешный бизнес не может обойтись без эквайринга. Эта услуга даёт возможность принимать безналичные платежи удобными способами – то есть расширяет возможности компании или ИП. Рассмотрим основные моменты – что входит в договор эквайринга с банком, что это такое, какие условия заключения, а также зачем он нужен предпринимателям.

Что такое договор эквайринга

Эквайринг – это банковская услуга, которую предоставляет банк-эмитент индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. С помощью эквайринга держатели пластиковых карт (покупатели) могут оплачивать товары и услуги безналичными способами: по картам, с помощью смартфонов, а также в приложениях и на сайтах.

Основные участники процесса эквайринга – покупатель, банк-эмитент, банк-эквайер и продавец. Чтобы подключить услугу, продавец заключает договор с банком-эквайером, в котором у него открыт расчётный счёт (р/с) или же подключает эквайринг при открытии р/с. В договоре прописываются порядок предоставления услуги, размер оплаты, которая будет перечисляться банковской организации, и дополнительные опции. Также указываются типы услуги – торговый, мобильный, интернет-эквайринг, предоставляется ли оборудование, на каких условиях и т. п.

После заключения договора клиент может принимать безналичную оплату. Процесс происходит следующим образом – информация о платеже направляется с устройства или сайта продавца в банк-эмитент, который выпустил карту покупателя. Затем средства перечисляются эмитентом в банк-эквайер. Он взимает комиссию, указанную в договоре эквайринга, и переводит остаток средств на счёт продавца.

Образец договора эквайринга

Единого образца для заключения договора эквайринга не существует. В каждом банке разрабатывают собственный и открыто предоставляют клиенту. Предприниматель может его изучить и уточнить те моменты, которые вызывают вопросы. Образцы договоров можно посмотреть на сайтах банков.

Часто услуга эквайринга идёт в комплексе с договором на обслуживание расчётного счёта для бизнеса. Чтобы подключить мобильный и торговый эквайринг, договор не требуется. Но он может быть разработан и дополнительно, например, если у клиента был открыт р/с, но эквайринг не входил в перечень услуг.

Обязанности и права сторон

Договор эквайринга регламентирует права и обязанности сторон. В этом случае под сторонами понимают клиента – предпринимателя или юридическое лицо, а также кредитную организацию – банка-эквайера.

Предприниматель может пользоваться услугами банка в объёме, предусмотренном договором, в частности:

  • получать консультации по обслуживанию покупателей и работе оборудования;
  • менять перечь платёжных систем по заявке, которую он подаёт в банк;
  • требовать от банка возмещения сумм подтверждённых операций и т. п.

За банком закреплены права взимать комиссию за операции в установленном в договоре размере. Если у клиента недостаточно средств на оплату обслуживания, банк может приостановить обслуживание и выставить счёт. Если клиент не оплатит задолженность, банк вправе выставить требование об оплате к счетам в других кредитных организациях. Также по уведомлению банк может изменить размер комиссии за услугу.

Обязанности предпринимателя

В договоре подробно прописываются обязанности клиента перед банком. К основным относятся:

  • оплата услуг банка;
  • соблюдение условий договора;
  • размещение рекламных материалов банка;
  • соблюдение правил приёма платежей, в том числе запрет на выдачу наличных денег по картам покупателей;
  • надлежащее обращение с выданным оборудованием.

Обязанности банка

К обязанностям банка относятся предоставление услуг в объёме, указанном в договоре:

  • перевод денег от потребителей в указанный срок на счёт клиента, кроме комиссии банка;
  • обеспечение круглосуточной работоспособности оборудования;
  • обеспечение информационной безопасности;
  • предоставление обучающих материалов;
  • информирование об изменениях условий договора и т. д.

Дополнительные требования, условия могут содержаться в приложениях к договору.

Как заключить договор эквайринга

Чтобы заключить договор эквайринга, у клиента в банке должен быть расчётный счёт. Если его нет, то сначала надо его открыть. Для этого нужно выбрать банк и подать заявку на открытие р/с и расчётно-кассовое обслуживание.

Между личным расчётным счётом и РКО для бизнеса есть разница. Вы не можете использовать личный счёт для нужд юрлица. Также для открытия личного р/с и бизнес-счёта требуются разные пакеты документов.

При заключении договора надо указать, что требуется услуга эквайринга. В зависимости от того, как вы продаёте товары или услуги, уточнить, какого именно: торгового для офлайн-точек; интернет-эквайринга – для онлайн-площадок. Необходимо прописать, нужно ли вам расчётно-кассовое оборудование и есть ли возможность аренды или выкупа его у банка.

Затем надо подать пакет документов в выбранный банк вместе с заявкой. Это можно сделать онлайн, представитель банка привезёт вам документы на подписание. Также можно лично оформить договор на счёт и эквайринг в офисе. После заключения в установленные договором сроки специалисты банка настроят оборудование и ПО для эквайринга, и вы сможете принимать любые безналичные платежи.

Если у бизнеса есть р/с, договор эквайринга можно заключить дополнительно. Для этого нужно подать заявку в банк, который вас обслуживает, и приложить документы для договора на эквайринг.

Структура договора

В любом договоре, в том числе и на эквайринг, должны быть обязательные пункты:

  1. Основные термины. Здесь прописаны понятия:
  • Банк-эквайер – банковская организация, которая занимается обслуживанием счёта.
  • Банк-эмитент – организация, которая занимается эмиссией, т. е. выпуском карт, с которых клиенты производят расчёт.
  • ККТ – контрольно-кассовая техника, которая нужна для фискализации – формирования чеков.
  • Иные термины, использующиеся для услуги.
  1. Общие положения – здесь указаны предмет и участники сделки, как происходит передача информации и документооборот, в какой валюте осуществляются платежи и т. п.
  2. Предмет договора – уточняется, что в него входит.
  3. Права и обязанности сторон.
  4. Оплата услуг – как происходит процесс, в какие сроки и пр.
  5. Ответственность сторон.
  6. Форс-мажорные обстоятельства.
  7. Урегулирование споров.
  8. Сроки и порядок расторжения.
  9. Прочие условия – дополнительные правила конфиденциальности информации, описание приложений к договору на подключение эквайринга.

Необходимые документы

Клиенту надо собрать и представить банку следующие документы:

  1. Заявление на открытие р/с / подключение эквайринга.
  2. Личные документы ИП / директора или владельца юрлица.
  3. Для ИП – свидетельство о регистрации, выписка из ЕГРИП.
  4. Для юрлица – выписка из ЕГРЮЛ, учредительные и правоустанавливающие документы, протокол собрания учредителей.
  5. Лицензия, если она нужна для ведения конкретного бизнеса.
  6. Информация по количеству точек продаж, юридические и фактические адреса и пр.
  7. Иные документы, которые запросит банк.

Договор эквайринга и расчётный счёт могут быть открыты в разных банковских организациях в случае их согласия. Но лучше объединить эти услуги – клиентам с расширенным пакетом услуг банки предоставляют более выгодные предложения. Будет меньше трудностей со сбором документов.

Приложения к договору эквайринга

В перечень приложений к договору эквайринга входят:

  1. Порядок проведения операций с использованием карт в торгово-сервисных точках / на ресурсах.
  2. Акты принятия оказанных услуг, где прописываются услуги по обслуживанию оборудования банком.
  3. Требования к ресурсам клиента, где перечисляются недопустимые правонарушения и правила размещения информации.
  4. Согласие на обработку персональных данных.
  5. Правила пользования личным кабинетом интернет-эквайринга.

Критерии выбора банка для заключения договора

При выборе банка нужно учитывать следующие критерии:

  1. Комиссия банка за операции.
  2. Возможность аренды или выкупа оборудования.
  3. Доступность офиса, техподдержка 24/7.
  4. Сроки переводов.
  5. Обслуживание терминалов, обучение персонала работе на них.
  6. С какими платёжными системами работает банк.
  7. Отзывы клиентов.

В первую очередь ориентируйтесь на конечную стоимость эквайринга, а не на рекламные предложения. Оцените спектр услуг. Выбирайте надёжный банк с отличной репутацией и высокой оценкой клиентов.

Порядок расторжения договора

Сроки, на которые заключается договор, указаны в документе. Как правило, договор бессрочный или на 12 месяцев. Затем он автоматически продлевается, если ни одна из сторон не заявляет о решении его расторгнуть.

В случае расторжения банк и клиент направляют письменное уведомление в срок, указанный в договоре. Минимально – за месяц. Клиент возвращает либо выкупает арендованное оборудование. Далее, если у сторон нет претензий, договор прекращает действие.

Также банк имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке в случаях:

  • выявленных незаконных операций, мошенничества;
  • нарушения обязанностей клиентом, отсутствия оплаты;
  • по требованию платёжной системы или контролирующих органов.

В случаях мелких нарушений банк может приостановить оказание услуги до устранения. В основном договор расторгается по инициативе клиента, если он находит более выгодные предложения.

Часто задаваемые вопросы

Какой банк лучше выбрать для заключения договора эквайринга?При выборе банка нужно ориентироваться на индивидуальные потребности бизнеса и учитывать дополнительные факторы. Например, какой вид услуги требуется – торговый или интернет-эквайринг, какую комиссию берёт банк-эквайер за обслуживание, предоставляет ли кассовое оборудование. Поэтому лучше одновременно выбрать и подать несколько заявок в разные банки. Это можно сделать в специальном разделе на .Требуется ли открытие расчётного счёта для заключения договора эквайринга?Для открытия эквайринга у компании должен быть открыт расчётный счёт. Для работы юрлица наличие р/с – обязательное требование, поэтому эквайринг может быть включён в пакет услуг. ИП может работать без р/с. Если предприниматель хочет подключить эквайринг, ему придётся открыть счёт.

По материалам

Кнопка «Наверх»