Отказ принятия банковской гарантии заказчиком: какие могут быть причины и что предпринять
Содержание статьи
Комментировать Слушать Подписаться
Большая часть госконтрактов требует от исполнителей подтверждения добросовестности, в том числе финансового обеспечения. Выводить собственные средства из оборота не всегда выгодно. Альтернативой становится банковская гарантия, которую предоставляет поставщик товаров и услуг. Разберёмся, может ли заказчик её не принять, по каким причинам. Рассмотрим, что делать поставщику в случае отказа в принятии независимой гарантии, куда заказчик включает информацию об этом. А также выясним, к каким последствиям приводит прекращение банковской гарантии.
Что такое банковская гарантия
Банковская гарантия (БГ) чаще всего нужна для участия в закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ, для таможенных операций и упрощённого возврата НДС. Понятие банковской гарантии закреплено в ст. 368 ГК РФ. Это документ, который исполнитель предоставляет заказчику в качестве финансового обеспечения, например, при заключении госконтракта.
Если исполнитель не выполняет условий сделки, то по его обязательствам перед бенефициаром (заказчиком) отвечает гарант. Им могут выступать только кредитные организации, которые входят в соответствующие реестры. Например, в перечень на сайте Минфина – для закупок по 44-ФЗ.
Гарантия выдаётся в письменной форме, в виде бумажного или электронного документа на бланке финансовой организации. В ней обязательно указывают:
- дату выдачи;
- сведения о принципале, бенефициаре, гаранте;
- обязательства поставщика в рамках договора;
- сумму выплаты или порядок её определения;
- условия, когда заказчик вправе потребовать выплату, а банк обязан её предоставить;
- срок действия.
Исполнитель по гарантии может рассчитывать на получение выгодного контракта. Заказчикам она необходима для защиты от рисков в госзакупках, чтобы исполнитель не мог:
- отказаться от исполнения контракта после выигранного тендера;
- изменять условия в заявке на участие в электронных торгах;
- отказаться предоставить товары, работы и услуги по контракту.
Частые причины для отказа в принятии банковской гарантии
После того как исполнитель выиграл тендер и получил контракт, он предоставляет заказчику гарантию. Если она не устраивает бенефициара, в течение трёх дней он должен уведомить об этом поставщика в электронном или письменном виде. Отказ от гарантии должен содержать обоснование. Причинами могут стать ошибки в документе:
- Неверные сведения об участниках сделки.
- Неполный перечень документации от исполнителя.
- Короткий срок действия, когда гарантия заканчивается раньше, чем должен быть исполнен заказ.
- Несоответствие условий гарантии в части выплат требованиям по исполнению обязательств.
- Ошибки в нумерации и другие технические недочёты.
Помимо неправильного оформления, есть и более серьёзные основания для отказа:
- Отсутствие пункта о безотзывности. Гарантия может быть отзывной, но для госзакупок безотзывность – одно из основных требований. Оно означает, что гарант не вправе отозвать банковскую гарантию, менять размер выплат или иные условия.
- Отсутствие лицензии у гаранта. Узнать это можно на сайте ЦБ в разделе «Проверить участника финансового рынка».
- Прекращение БГ по причине отзыва лицензии у банка.
- Гарантия не зарегистрирована в реестре ЕИС.
Обязательные действия поставщика в случае отказа
При отказе принятия независимой гарантии заказчик уведомляет поставщика и включает информацию об этом в реестр ЕИС. В зависимости от причин отказа исполнитель должен сделать следующее:
- Исправить ошибки и уточнить условия в документе, подготовить новый бланк гарантии этого же банка. Если исправления невозможны, предоставить гарантию от другой финансовой организации.
- Приобрести новую гарантию в другом банке, если у предыдущего отозвали лицензию.
- Предоставить обеспечение собственными средствами.
Всё это необходимо сделать, если причины для отказа объективны и исполнитель с ними согласен. Принципал может повторно предоставить гарантию, пока продолжается приём заявок. В этом случае он получит контракт.
Если исполнитель не согласен с отказом, например, при отсутствии весомых обоснований, то, согласно ч. 8 ст. 45, главе 6, ч. 12 ст. 31 закона № 44-ФЗ, у него есть право оспорить решение заказчика в суде.
Какие могут быть последствия
Нельзя отказаться от контракта, если заказчик не принял гарантию, потому что для поставщика при расторжении наступают неприятные последствия:
- Штрафные санкции за отказ предоставить обеспечение в установленные сроки.
- Внесение в РНП – реестр недобросовестных поставщиков.
То есть исполнитель теряет контракт, получает финансовые убытки и репутационный ущерб. Он на 2 года лишается возможности участвовать в тендерах на госзакупки из-за того, что будет находиться в списках РНП и не сможет подтвердить свою добросовестность по ФЗ−44.
Тщательно подходите к оформлению банковской гарантии, чтобы не попасть в реестр. Внимательно изучайте условия, которые требует заказчик, проверяйте лицензию у банков, а также разрешение выдавать гарантии. Деньги можно заработать, а вот потерянную репутацию вернуть намного сложнее.