Сбербанк объяснил, почему не принимает страховые полисы ипотечников
На Сбербанк начали жаловаться его клиенты за отказ принимать полисы страхования жизни и здоровья к ипотеке. Кредитная организация указывает на их несоответствие новым требованиям Центробанка. В итоге граждане вынуждены платить неустойку. Хотя предоставляемые страховки сделаны у аккредитованных страховщиков.
Банки при выдаче кредита настойчиво предлагают застраховать жизнь и здоровье. По закону, оформление такого полиса сугубо добровольное, но без него финорганизация повысит проценты по кредиту.
С 1 октября Банк России ввёл новые правила страхования заёмщиков по кредитным договорам. Полис должен соответствовать минимальным стандартным требованиям. Регулятор отмечает, что до этого полисы по кредитным продуктам содержали обширный список исключений, характеризовались низким уровнем выплат, а также сложностью процедуры возмещения.
В итоге с начала месяца Сбербанк отказался принимать у ипотечных клиентов пролонгированные полисы страхования жизни и здоровья ряда страховых компаний. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на жалобы на профильных форумах. Упоминаются такие страховщики как «АльфаСтрахование», «Тинькофф страхование», «Ренессанс страхование».
Позиция банка следующая:
Направленные документы по страхованию жизни не могут быть приняты, поскольку предоставленные полисы «не отвечают условиям страхования, согласованным между банком и СК».
В кредитной организации заявили «Коммерсанту», что большинство страховщиков просто не успело привести свои полисы в соответствии с требованиями ЦБ. Сбер советует клиентам обратиться в страховую компанию. При этом на время отсутствия страховых договоров заёмщики вынуждены платить неустойку.
Оговоримся, что банк не начисляет неустойку в течение 30 дней с момента окончания полиса. То есть те, кто сейчас получил штрафы и пени, видимо, уже просрочили срок оформления страховки. Тем более что большой штраф начисляется в случае отсутствия страхования недвижимости. Если нет страхования жизни, то повышается процентная ставка (+1% годовых). Это не настолько драматично.
В «АльфаСтраховании» пообещали обновить в течение нескольких дней все непринятые формы полисов для повторной загрузки в «ДомКлик». Другие страховщики, чьи клиенты столкнулись с проблемами, не стали комментировать ситуацию. У заёмщиков других банков подобных трудностей не возникает.
При этом в банке «Дом.РФ» отметили, что даже в случае выявления каких-либо несоответствий страхового полиса требованиям банка неустойки клиент не платит. В то же время юристы считают, что действия Сбербанка в этой ситуации законны и ответственность ложится на клиента. Даже тот факт, что страховая компания является аккредитованной, не означает, что условия предоставляемого ею договора соответствуют обязательным требованиям банка.
Тем не менее, руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева считает, что банк должен был уведомить потребителя, зафиксировать в договоре или опубликовать на сайте причины, по которым продлеваемые полисы дочерних или аккредитованных компаний не принимаются.
Потребитель может обратиться к сотруднику по претензионной работе банка, так как это имущественный спор. А если кредитная организация не отзовёт штраф, то стоит пожаловаться в службу финуполномоченного и сообщить об инциденте в интернет-приёмную ЦБ.