Виды мошенничества: как у россиян украли 4 млрд рублей за три месяца
Содержание статьи
Новые времена – новые схемы мошенничеств, а, значит, и новые жертвы, лишившиеся своих денег. Преступники активно пользуются новостной повесткой для отъёма средств у населения. Расскажем, что нового они придумали. А те, кто дочитает до конца, узнают, можно ли застраховаться от кражи денег.
Мошенники не дремлют
По данным Центробанка, в третьем квартале 2022 года мошенники похитили с банковских счетов россиян рекордные 4 млрд рублей. Больше было только в четвертом квартале 2021 года – 4,5 млрд рублей. Всего было зафиксировано 229 800 случаев мошенничества.
И вот какие схемы использовали мошенники:
- Телефонное мошенничество. К сожалению, число подобных звонков за последние три месяца выросло в десятки раз. Всего органами правопорядка было выявлено 176 000 мошеннических номеров. Чаще всего для звонков преступники использовали мессенджеры – это давало им возможность обходить защиту операторов связи. А вот истории, которые преступники рассказывают простым гражданам, остаются неизменными – людям звонят якобы сотрудники банков с информацией о том, что с карты произошли подозрительные списания. Чтобы предотвратить операцию, предлагается назвать данные: код, номер карты, CVV, дату действия пластика. Бывает, что преступники представляются сотрудниками правоохранительных органов.
- Мошеннические сайты. Это сайты, которые предлагают востребованные услуги, берут предоплату и скрываются с деньгами. На их долю пришлось 54,1% хищений в третьем квартале. Для сравнения – во втором квартале показатель был 44,8%. Массовое появление мошеннических сайтов в последние месяцы связано с мобилизацией и желанием россиян переехать в другие страны. Преступники выясняют у граждан данные банковских карт под предлогом аренды жилья, покупки билетов, обмена валют, дистанционного оформления карт в зарубежных банках и т. д. Предлагают даже сделать отсрочку от мобилизации. Новые схемы также связаны с фейковой оплатой неработающих в России сервисов. А ещё появилось множество сайтов, где предлагают скачать пропавшие в App Store приложения или купить товары из «IKEA».
- Цифровое мошенничество. Мобильные приложения удобны не только для клиентов банков, но и для преступников. Чаще всего хакеры проникают в приложение с помощью вируса, внедрённого на устройство. Чаще всего страдают пользователи, к которых отсутствует двухфакторная аутентификация, то есть не надо вводить дополнительный ПИН-код для запуска софта. Злоумышленники используют подобные схемы для похищения больших сумм, так как преступление требует определённых умений. Проще выманить у жертвы код или пароль, чем использовать хакерские программы для взлома приложения.
Поможет ли страховка банковской карты
Чаще всего у человека, потерявшего деньги из-за мошенников, практически нет шансов вернуть их. Немного статистики от ЦБ: с начала 2019 года (именно с этого время начали фиксировать данные) было возвращено лишь 3,4% украденных средств. Это около 134 млн рублей.
Получается, чтобы не стать жертвой мошенников, придётся позаботиться о сохранности денег на банковской карте самостоятельно. Например, застраховать пластик.
Такую защиту карт сейчас стали активно предлагать банки своим клиентам. Стоимость страховки начинается от 100 рублей в месяц и покрывает следующие риски потери денег:
- кража средств в результате разбоя или грабежа;
- потеря денег из-за оплаты покупок или услуг на фишинговых сайтах;
- похищение средств с помощью применения технических устройств на банкомате.
Все страховые случаи должны быть подробно описаны в полисе. Там же указаны условия, которые важно соблюдать для получения компенсации от банка. Например, надо оперативно оповестить кредитную организацию о краже – на это даётся от нескольких часов до нескольких суток. Часто в обязанности клиента входит срочная блокировка карты в течение 24 часов после наступления страхового случая. Если этого не сделать, то банк может отказать в выплате компенсации.
Но даже при соблюдении всех условий рассчитывать на 100% компенсацию не стоит, так как в полисе прописывается лимит возмещения – например, до 100 000 рублей. Если ваши потери оказались больше, банк вернёт только прописанную в документе сумму.
Компенсация может зависеть и от самого страхового случая. Так, кражу денег у банкомата оценивают лишь в 75% от потерянных средств. И неважно, что похищенные средства полностью укладываются в установленный лимит.
Как не стать жертвой
Независимо от того, купили вы страховку банковской карты или нет, позаботиться о сохранности своих денег лучше всего самостоятельно. Для этого надо быть внимательным к своим картам и счетам и соблюдать несколько важных правил:
- Не называйте посторонним номер карты, коды, другие данные. Для уточнения информации по вашим счетам звоните в банк сами.
- Для оплаты онлайн-покупок заведите отдельную карту и не храните на ней большие суммы.
- Не держите записи с ПИН-кодом от карты рядом с пластиком. Лучше записать данные в телефон, который защищён паролем.
- Не используйте подозрительные сайты и не ведитесь на выгодные условия покупки билетов, туров, аренды квартиры и т. д. Обязательно читайте отзывы о компании, прежде чем заплатить за её услугу.
- Пользуйтесь банкоматами только в хорошо освещённых местах. Если банкомат вызывает сомнение — клавиатура шатается, на картоприёмнике есть посторонние предмет – ищите другой аппарат для снятия наличных.
- Не скачивайте приложения банков со сторонних ресурсов. Если софт кредитной организации пропал из фирменного магазина, пользуйтесь сайтом банка для проведения операций с деньгами.
- Установите двухфакторную аутентификацию, тогда для открытия мобильного приложения вам будет приходить дополнительный код на телефон или электронную почту.
Конечно, Центробанк и правоохранительные органы борются с преступниками, блокируя мошеннические сайты и телефонные номера. Но с законодательной точки зрения клиенты банка до сих пор остаются без поддержки. Сейчас кредитные организации по закону не обязаны возвращать деньги в случае, если человек ввели в заблуждение мошенники. Возможно, всё скоро изменится. На рассмотрении депутатов Госдумы находится законопроект, предполагающий ряд мер по защите держателя карты.
Но уже с 1 октября 2022 года можно самостоятельно устанавливать в своём банке запрет на дистанционные услуги. Клиент вправе ограничить все операции или только их часть — переводы, онлайн-кредитование и т. д. С 1 октября этого года банки также обязаны проводить идентификацию всех устройств, с которых совершаются онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты.