В 2023 году закроется половина торговых центров
Покупать нечего, да и не на что. Так, вкратце можно охарактеризовать ситуацию на рынке ретейла. В 2022 Россию покинуло большинство мировых брендов, а доходы населения стали падать, да и общее ощущение неопределённости в завтрашнем дне научило бережливости. Торговые центры, где раньше можно было не только прикупить новую одежду, но и сходить в кино, посидеть в кафе, становятся не нужны. Не спасают даже предновогодние распродажи.
Торговые центры за год потеряли не менее 25% покупателей. Из-за этого в следующем году могут закрыться до половины ТЦ.
Сильнее всего кризис ударил по большим торговым центрам. Лучше себя чувствуют ТЦ малых и средних форматов (менее 40 000 кв. м арендопригодной площади), рассказал «Российской газете» руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев. Это так называемые объекты шаговой доступности, находящиеся в жилых районах.
Причинами, снизившими поток покупателей стали:
- рост влияния интернет-площадок,
- уход из России западных брендов,
- отсутствие интересного кинопродукта,
- отъезд части среднего класса за границу.
Как полагает PR-технолог Александр Андрианов, покупателей придётся завлекать новыми креативными решениями, старые ходы уже не работают. Для этого, по его мнению, необходимо будет расширить функциональность площадок. В ТЦ можно будет проводить выставки и театральные представления, кооперироваться с образовательными центрами и устраивать мастер-классы по различным направлениям, проводить лекции известных персон, открывать филиалы музеев. Можно также попытаться превратить ТЦ в сommunity-сenter, где в первую очередь молодёжь будет проводить время, или в show-room для производителей.
Зато в России становится популярным другой сегмент — магазины низких цен. К примеру, выручка магазинов торговой сети Fix Price выросла в 2022 году более, чем на 20%, а розничные продажи сети «Лента» с января по сентябрь поднялись на 16%.
В ущерб ТЦ будет действовать и эксперимент по запуску нового вида логистических центров – бондовых складов. На них интернет-магазины могут завозить товары из-за рубежа и хранить их под таможенным контролем, но без растормаживания, уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин, без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения до приобретения покупателями.
Благодаря их работе, покупатели будут получать товары, купленные в интернете быстрее и дешевле. Первые такие склады планируется открыть весной следующего года.