Как зарабатывают на перепродаже кроссовок
Содержание статьи
Как говорил известный сатирик Аркадий Райкин — пусть всё будет, но пусть чего-то не хватает. Даже во времена брендового изобилия в России, среди модников считалось шиком найти что-нибудь уникальное. Культура sneakerhead (коллекционирование кроссовок) стала популярной в тучные 2010-е. И предприимчивые люди неплохо на этом зарабатывали. Теперь, когда и обычные-то модели найти непросто, бизнес ресейлеров стал более актуальным.
Немного истории
Всё началось в США в середине 80-х, когда компания Nike разработала специальную модель для баскетболиста Майкла Джордана — Air Jordan. Эта модель потом не раз переиздавалась, и до сих пор остаётся актуальной. В это же время спортивная обувь начала перекочёвывать в уличную культуру, а затем и вовсе стала мейнстримом. В кроссовках стали ходить не только в спортзал, но и на работу.
В 2000-е годы всё больше мировых брендов запускали коллаборации (сотрудничество) с музыкантами, спортсменами, художниками и другими известными людьми для продвижения товара. Начали появляться эксклюзивные модели. Громкие релизы (выпуски новой модели) от Nike в паре с рэпером Трэвисом Скоттом, или Adidas с Канье Уэстом ознаменовали собой появление рынка перепродавцов (ресейлеров).
Сникерхеды и ресейлеры
Бизнес перепродажи кроссовок организован достаточно просто. Одни люди — в основном это молодые ребята 20 +/- лет покупают модные кроссовки, а затем перепродают их другим таким же модниками и коллекционерам. Как правило, речь идёт о дефицитных моделях. То, что каждый день доступно в магазинах никого не интересует.
Ценность модели повышается, если она издаётся ограниченным тиражом. Как и филателисты или нумизматы, коллекционеры кроссовок (сникерхеды), ну или просто большие их любители, также гоняются за юбилейными изданиями, посвящёнными определённой дате и т. д. Ресейлеры могут продавать их в 3 — 5, а иногда и 10 раз выше цены магазина.
Те же Yeezy Boost 350 от Adidas и Уэста в магазине в день релиза в 2015 году продавались по 17 000 рублей. А за его пределами — уже по 50 000 рублей.
Как и в случае с выходом очередной модели iPhone, некоторым принципиально важно иметь новинку первыми. Но стоять по нескольку дней в очереди перед магазином нет ни времени, ни желания. За них это сделают ресейлеры. Правда, и возьмут втридорога. Часть товара также уходит в регионы, где бренды представлены не так широко, как в Москве, а релизы вообще не проводятся.
В последнее время ситуация изменилась и километровые очереди перед магазинами в день релиза заменила лотерея (раффл). Торговая площадка заранее объявляет о дате продажи кроссовок. Все желающие её приобрести заполняют предварительную заявку. После чего покупателей выбирают случайным образом. Все, кто не попал в число счастливчиков, могут лишь надеяться на перекупщиков.
Но сами профессиональные ресейлеры не могут надеяться лишь на удачу. В ход идёт умение договариваться с продавцами или руководством магазинов. Правда, в бизнесе много и ситуативных реселеров, которые занимаются перепродажей от случая к случаю.
Услугами ресейлеров часто пользуются звёзды российского шоу-бизнеса (если только они не сотрудничают с магазином напрямую). Так знаменитости, которым важно выглядеть актуально, могут получать редкие товары без лишних хлопот.
Кстати, насчёт звёзд и сотрудничества с магазинами. В памяти многих участников этого рынка засел случай, произошедший несколько лет назад с футболистом Фёдором Смоловым. После релиза сразу 10 моделей, созданных Nike в коллаборации с дизайнером Верджил Абло, спортсмен похвастался у себя в соцсетях сразу 6 или 7 парами обуви. Единственным местом, где можно было их приобрести, был столичный ЦУМ. Причём продавали редкую коллекцию только по предварительной заявке, коих, по некоторым данным, поступило более 50 000. Многие тогда позавидовали такому «везению» Смолова.
Кроссовки вместо акций
Ещё один способ заработка — это инвестиции в кроссовки. То есть можно не продавать новинку сразу, а отложить в кладовку и бережно хранить, надеясь, что цена на них вырастет. На специальном сайте StockX можно даже посмотреть график изменения цены на ту или иную модель. Но это, как и с рынком ценных бумаг, дело рискованное. Не каждая модель значительно вырастет в цене, если вообще вырастет. Те же Yeezy Boost 350 v2 Zebra во время первого релиза в 2017 году стоили у перекупщиков по 100 000 — 150 000 рублей. Сейчас же они продаются по 30 000 рублей. Если удастся купить самому в магазине, то цена будет ещё ниже. Дело в том, что модель не стала ограниченной коллекцией и позже не раз переиздавалась.
Редкие кроссовки покупают и продают в основном на электронных площадках: eBay, Grailed, StockX, Depop. Из отечественных: «Авито», Themarket, в группах «ВКонтакте» и Telegram. Самые популярные марки: Nike, Adidas, New Balance, Puma, Vans. Converse.
Ценность кроссовок определяется:
- редкостью модели (лимитированный релиз),
- культовостью (удачные коллаборации, популярные модели в прошлом),
- исторической или культурной ценностью (применение революционных решений в производстве пары, использование уникальных материалов и т. д.).
Обратная сторона
Очевидно, что производителям ничего не стоит выпускать больше экземпляров популярных моделей. Однако компании искусственно создают ажиотаж, продвигая таким образом свои бренды. Пока это колесо едет на популярности стритвира (уличной моды), но в последнее время всё больше разговоров о том, что рынок кроссовок дутый и давно перегрет. Может и так. Тем более что в мировой моде начинает преобладать тренд на сдержанность и ориентир на капсульный гардероб (ограниченное количество универсальных вещей на все случаи жизни). Однако в России у ресейлеров, похоже, открывается второе дыхание — официальных новинок больше не будет. А значит, только они смогут обеспечить модников дефицитом.