Банки

Сбербанк вернёт украденные у клиентов деньги

Сколько уже людей попалось на уловки банковских мошенников. Понимание, что клиента обманули, часто приходит уже после перевода денег. Вот если бы была возможность сразу вернуть свои кровные, думают все жертвы. Но пока что даже полиция бывает бессильна перед преступниками. Однако Сбербанк даёт надежду на справедливость. Как можно вернуть свои деньги?

Появился шанс вернуть свои деньги. Фото: yandex.ru

Зампредседателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов рассказал, что в мае стартует проект по возврату клиентам денег, которые они перевели мошенникам (цитата по ТАСС):

Когда клиент по собственной вине, из-за своей ошибки, переводит деньги на счёт, этот счёт у нас в банке, мы достаточно быстро показываем, что была ошибка, и клиент даёт нам доверенность, чтобы мы защищали его интересы, — мы готовы будем возвращать денежные средства

При этом, как следует из слов Кузнецова, это больше вопрос не технический, а правовой. Речь идёт об упрощённом порядке возврата средств через суды. Сейчас это занимает месяцы, но срок может сократиться до нескольких дней.

Центробанк давно выступает за то, чтобы банки возвращали клиентам украденные деньги. Регулятор даже хотел установить определённую сумму обязательную к возмещению и обозначить сроки. Были также планы ввести для банков новый вид страхования для подобных случаев. Финансовые организации, естественно, противятся, так как это для них новые расходы и убытки. Так что Сбер в этом плане выступил пионером и самостоятельно запустил систему возврата украденных средств.

Механизм работает так: банки ведут «чёрные списки», в которые попадают подозрительные клиенты. Если деньги отправляются на их счета, то они блокируются банком на срок до 10 дней. После чего банк сообщает об этом отправителю. Тот должен подтвердить факт мошенничества и написать заявление. После этого начнётся процедура возврата.

Накануне на уральском форуме «Кибербезопаность в финансах» глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что нужно обязать банки возмещать ущерб клиентам, которые пострадали от мошенников. Тогда, по её мнению, кредитные организации станут активнее использовать меры защиты от преступников.

Что всё это значит?

Нужно понимать, что Сбербанк не сможет вернуть деньги во всех без исключения случаях мошенничества. Злоумышленники тоже прогрессируют и используют всё более изощрённые способы обмана, повышают свою анонимность и запутывают следы денежных переводов. Поэтому пока человек добежит с заявлением до банка, его деньги, как правило, уже обналичат. Так что обещанная Сбером возможность подходит только для случаев, когда мошенник уже находится в специальной базе.

Однако, попробовать стоит даже в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Сбербанк советует обращаться к нему за помощью, если вы:

  • оплатили, но не получил товар или услугу,
  • вернули товар или отменил услугу, но деньги так и не пришли,
  • товар или услуга не соответствуют описанию или имеют дефекты,
  • со счёта карты списана неверная сумма,
  • деньги списались сами по себе,
  • продавец списал дополнительные деньги сверх ценника.

Но если вы добровольно перевели деньги организации, которая предлагала прибыль в результате инвестиционной или брокерской деятельности, но не получили обещанного, то банк признаётся, что не сможет ничего сделать. Дело в том, что клиенты сами переводят деньги с карты, поэтому и услуга по переводу считается оказанной. К тому же по закону финансовая организация не может вмешаться в договорные отношения между плательщиками и получателями средств.

Часто это же касается и случаев, когда клиент называет кому-то коды из смс. В договорах банка по оказанию услуг есть пункт о запрете их передачи третьим лиц. Так что ответственность лежит на клиенте.

Ни один банк не вправе снимать деньги с чужого счёта. Факт обмана ещё нужно доказать. Поэтому нужна правовая процедура возврата средств. В более сложных случаях не обойтись без полиции. Но и это не гарантия возврата. Так что лучше не совершать ошибок, чем пытаться их исправить.

По материалам

Кнопка «Наверх»