Банки смогут блокировать списания за онлайн-сервисы
Легко подписаться и трудно отменить — это про всевозможные онлайн-сервисы. Причём зачастую банки не присылают уведомлений о списании регулярных платежей за услугу, и люди просто забывают о том, на что подписаны. В итоге деньги уходят непонятно куда. Власти решили с этим бороться и перенести ответственность на банки.
Где покупали туда и идите — скажут вам банки, если вы захотите отписаться разом ото всех онлайн-сервисов. И будут по-своему правы. Финорганизации выступают лишь посредниками операций. Причём некоторые недобросовестные компании специально «прячут» кнопку отписки на сайте или в приложении. Вот и приходится платить против своей воли.
В связи с этим в Центробанк поступило предложение, чтобы банки блокировали списание платы за подписку, если клиент решил от неё отказаться и подал соответствующее заявление в банк. По мнению авторов идеи — «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ), даже у вполне известных крупных интернет-площадок бывает сложно отписаться от услуг. Кроме того, с ростом продажи товаров и услуг онлайн, увеличивается и число мошеннических операций, пишут «Известия».
Единственное, чем сейчас могут помочь банки в такой ситуации, это предложить оформить новую карту, отмечает глава ОПИ Олег Павлов:
Не сумев отменить платную подписку, плательщик обращается в банк с просьбой прекратить дальнейшие списания средств. Но там вместо аннулирования последующих требований недобросовестного получателя клиенту предлагают перевыпуск карты, чем создают неоправданные сложности и зачастую дополнительные расходы — продолжение списаний
После этого деньги со старой карты можно перевести на новую и списания прекратятся.
Что всё это значит?
В Центробанке заявили, что изучат предложения ОПИ. Подписка на какой-либо сервис представляет собой услугу (абонентский договор), на которую распространяются положения Гражданского кодекса и Закона о защите прав потребителей. Это, в частности, означает, что клиент имеет право на отказ от услуги в одностороннем порядке.
Кроме того, может появиться законопроект, который обязывает онлайн-кинотеатры, музыкальные стриминговые сервисы и другие интернет-платформы предупреждать пользователей о списании денег за подписку. Изначально предлагалось даже, что в уведомлении будет специальная кнопка, которая позволит одномоментно отписаться. Но позже под давлением бизнеса от такой идеи отказались и ограничились лишь ссылкой на пользовательское соглашение и другую информацию о подписке.
При этом некоторые банки уже сейчас по собственной инициативе позволяют клиентам заблокировать периодические платежи (или, по крайней мере, посмотреть все свои подписки), минуя непосредственное обращение к компаниям.
Например, в мобильном приложении Сбербанка узнать о своих регулярных списаниях можно, перейдя в раздел «Кошелёк» — «Куда привязаны ваши счета и карты». Если по каким-то причинам приложение давно не обновлялось, то путь может быть другим.
В Альфа-банке нужно выбрать раздел «Платежи» — «Подписки».
В ВТБ можно просмотреть свои подписки в разделе «Платежи» — «Подписки и автоплатежи».