Иностранным компаниям придётся заплатить за уход из России
«Вход — рубль, выход — два» и сотни других русских пословиц можно применить к иностранным компаниям, которые хотели когда-то заработать в нашей стране. Много лет назад их привлекали неосвоенный рынок и невиданные прибыли. Теперь же они не знают, как избавиться от своих активов и выбраться отсюда. Это оказалось непросто, потому что власти вводят всё новые преграды для уходящих брендов.
Около 2 000 иностранных компаний застряли в России в ожидании решения Минфина на продажу своих активов. Специальная комиссия ведомства встречается три раза в месяц и рассматривает за раз примерно семь заявок, пишет Financial Times. Без её решения продать бизнес в России не получится.
Желающие покинуть Россию компанию должны сделать взнос в бюджет. В документе Минфина его называют «добровольным». Размер взноса зависит от того, с какой скидкой продаются активы:
- 10% от половины рыночной стоимости компании (т.е. 5% от рыночной стоимости активов), если она продаётся со скидкой менее 90%,
- 10% от всей стоимости компании, если дисконт превышает 90%.
Раньше сделку одобряли, если уходящая компания давала скидку на свои активы 50% и предоставляла рассрочку на 1-2 года. Причём рассрочку можно было заменить взносом в бюджет в 10% от суммы сделки.
Сейчас из 1 400 иностранных компаний, чья выручка составляет не менее 5 млн долларов в год, только 206 полностью продали свои российские подразделения, сообщает издание.
Что всё это значит?
Раньше у компаний был выбор — заплатить 10-процентный взнос или предоставить отсрочку. Теперь же выбора у иностранцев нет. Некоторые эксперты называют это не иначе как захватом имущества. Ведь 90% дисконт + 10% стоимости — это вся сумма сделки. С другой стороны, компании никто не выгоняет.
Вопрос только почему при увеличении скидки увеличивается и сумма взноса. Дело в том, что при существующих ранее требованиях продажи с дисконтом в 50% в российскую казну поступало 5% стоимости компании. Если же дисконт увеличивался, например, до 70% (т. е. компания продавалась лишь за 30% от её рыночной стоимости) — то 3% и т. д. Получается, что взнос уменьшался с увеличением дисконта.
Теперь же взнос в бюджет в любом случае составит не менее 5% рыночной стоимости, либо сделка станет бессмысленной (при продаже с дисконтом в 90%).