Как новая sim-карта принесёт вам спам, коллекторов и мошенников?
Содержание статьи
Телефонный номер сейчас используется не только для звонков. Это универсальный идентификатор, который нужен для входа в различные интернет-сервисы и личные кабинеты. Даже на «Госуслуги» можно попасть по номеру. А ещё, имея на руках sim-карту, привязанную к онлайн-банку, можно получить доступ к деньгам. При этом если вы поменяете sim-карту, то телефонный номер перейдёт новому владельцу. И он может получить доступ ко всем привязанным к номеру аккаунтам. Но и для самого нового хозяина симка несёт проблемы прошлого — спам, звонки коллекторов, недовольные банки. Причём убедить звонящих, что владелец другой, бывает сложно. Что же делать?
Вашу sim-карту продали
На рынке практически уже нет «чистых» номеров. Как рассказала директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская, sim-картой могли пользоваться другие люди, которые указывали его в кредитных договорах, при регистрации в приложениях, сервисах, мессенджерах, пишет ТАСС:
Бывший владелец sim-карты несёт риски того, что с помощью номера телефона, который больше ему не принадлежит, другой человек восстановит доступ к его личным кабинетам на различных интернет-сервисах
Сотовая компания, перед тем как передать номер новому владельцу, должна отключить все услуги и выждать полгода, чтобы «обнулилась» вся история. Но операторы не могут отвечать за компании и частных граждан, которым прежний хозяин sim-карты оставлял номер.
Кроме того, вновь проданной симкой с бэкграундом может воспользоваться не очень порядочный новый владелец, чтобы:
- взломать аккаунт в социальных сетях,
- получить доступ к онлайн-банку,
- ответить за вас и получить конфиденциальную информацию.
Поэтому, лишившись номера, нужно обязательно удалить старый номер телефона из учётных записей и личных кабинетов, а также уведомить о смене номера все свои контакты и особенно финансовые организации.
Вы купили новую sim-карту
Тот, кто приобретает симку, имеет право узнать у оператора связи, использовалась она ранее или нет. По закону «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить потребителю всю необходимую и достоверную информацию о своих услугах, отмечает специалист:
Это относится и к информации об истории номера телефона. Если оператор отказался её раскрыть, он поступил незаконно. В таком случае гражданин вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор
При этом продавать sim-карту «с прошлой историей» не запрещено.
Если же нового абонента будут донимать коллекторы или спамеры, то можно пожаловаться в соответствующие органы. Например, навязчивой рекламой займутся в Федеральной антимонопольной службе, а коллекторами — Федеральная служба судебных приставов.
Также работает Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде. Это одна из структур ФГУП «Главный радиочастотный центр», подведомственного Роскомнадзору. Юристы центра занимаются вопросами, связанными с незаконным использованием персональных данных.