Центробанк снизил ОСАГО до 1 646 рублей. Но водители платят в 5 раз больше
Очередной случай из серии — хотели как лучше, а получилось как всегда. Расширение тарифного коридора ОСАГО привело к увеличению средней стоимости полиса. Центробанк заверял, что после сентябрьского нововведения цена страховки для аккуратных водителей как минимум останется на прежнем уровне. На деле же оказалось, что это применимо лишь к незначительной части автомобилистов.
Как выросли цены?
13 сентября Банк России расширил тарифный коридор ОСАГО на 26% в обе стороны — от 1646 до 7535 рублей. Предполагалось, что благодаря этому страховщики смогли бы сохранить цену для аккуратных водителей за счёт увеличения её для тех, кто попадает в аварии. Однако выросшие более чем в два раза цены на автозапчасти похоронили идею.
Как рассказали «Ведомостям» в страховых компаниях цена полиса в октябре составила:
- в «Ингосстрахе» — 8330 рублей (по сравнению с сентябрём она выросла на 4%, с августом (когда тарифный коридор ещё не расширяли) – на 11%);
- в «Росгосстрахе» — 5900 рублей (+2% к сентябрю);
- в «Согласии» — 7172 рублей (+1,6%),
- в ВСК — 9200 рублей (+2% к сентябрю, +8% к августу (стоимость для Москвы).
Кто заплатит больше всех?
Покрытие расходов тем, кто купил полис ещё по старым ценам приводит к значительным убыткам страховщиков. Ведь за это время стоимость автозапчастей увеличилась в разы. Согласно данных справочников стоимости запчастей РСА (на них основан расчёт размера страхового возмещения по ОСАГО), средняя цена автозапчастей выросла на 30%. Autonews.ru заявлял о росте цен с начала года на 45–65%. Чтобы как-то облегчить эту ситуацию, в справочники даже разрешили включать цену аналогов запчастей, если оригинальной детали нет на рынке. В итоге свои затраты страховые компании возложили уже на новых клиентов.
Поэтому даже для водителей, которые ни разу не были виновниками аварии и имеют минимальный коэффициент бонус-малус (КБМ), стоимость ОСАГО выросла в среднем на 9,5%. Больше всего цена выросла для автомобилистов без стажа — почти на 16%.
В то время как согласно статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА), во втором квартале 2022 года каждый третий купивший полис автовладелец получил максимальную скидку на ОСАГО в 54% благодаря КБМ за безаварийную езду. Всего скидку за безаварийное вождение имеют более 90% автовладельцев. Это говорит о том, что абсолютное большинство автомобилистов на российских дорогах – аккуратные водители, которые соблюдают ПДД и не становятся участникам аварий по своей вине.
В то же время представители рынка отмечают, что доля водителей, для которых ОСАГО после расширения коридора снизилась, незначительна. Чаще же безубыточные водители получают повышение тарифов на уровне инфляции.
Как снизить стоимость ОСАГО?
По словам директора по управлению портфелем ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Юрия Стрекалова, расширение коридора лишь частично компенсировало рост стоимости запасных частей. Поэтому для дальнейшего внедрения более гибких тарифов необходимо ещё больше расширить тарифный коридор. В РСК заявили, что пока не обсуждают такую меру.
Молодым водителям, на которых ложится самый тяжёлый груз в тарификации, Стрекалов посоветовал ещё до того, как самим сесть за руль, вписаться в список допущенных к управлению к родственникам или знакомым с недорогим автомобилем. Тогда накопление истории страхования начнётся раньше, чем недавний выпускник автошколы начнёт ездить на своей машине. Также снизить стоимость ОСАГО можно на этапе выбора автомобиля. Не стоит приобретать сразу мощную и дорогую машину.
Отметим, что по данным опроса ВЦИОМ, проведённого в конце октября, российские автомобилисты в подавляющем большинстве (80%) поддерживают принцип индивидуальных тарифов обязательного автострахования.