Банки

Что будет с ценами на бензин из-за санкций против российской нефти

С 5 декабря начнут действовать новые санкции против российской нефти. Танкеры, которые её перевозят, перестанут страховать. То есть де-факто морские перевозки будут «заморожены». Также Запад обсуждает потолок цен на отечественную нефть. Пока страны НАТО не договорились, но не ровен час достигнут компромисса и активируют ограничения. Эксперты разбирались, как это отразится на «бензиновых» ценах внутри страны.

Санкции против российской нефти. Фото: riafan.ru

Демпфер всея Руси

В последние годы внутренний «бензиновый» рынок мало-мальски защищён от проблем за границей и того, как они влияют на нефтяные котировки. Рост или снижение цен на нефть почти никак не отражается на стоимость бензина в России за счёт демпфера.

Демпфер представляет собой следующую схему. Если цены на нефть высокие, и компании могут получить больше прибыли, поставляя топливо за границу, то бюджет компенсирует им потери ради стабильной стоимости бензина внутри страны. Также цены не меняются, если стоимость нефти уменьшается. Но в этом случае уже компании платят бюджету за то, что не снижают цены на бензин вслед за нефтью.

Однако сейчас ситуация изменилась. Компаниям всё сложнее продавать нефть за границу. Приходиться делать большие скидки. Впереди маячит «заморозка» морских поставок, а, возможно, и потолок цен. Российские власти неоднократно говорили, что не будут продавать нефть тем странам, которые ввели ограничения по ценам. Всё это вместе приведёт к переизбытку топлива внутри страны.

По всем канонам экономики переизбыток некоего товара на рынке должен привести к снижению цен. В данном случае к падению стоимости бензина.

Законы российской экономики

Но в России свои законы экономики. Поставки нефти за рубеж снижаются уже несколько месяцев. Причём не только в объёмах, но и в денежном выражении. Оптовые цены действительно упали. Но на заправках снижение не сильно ощущается. Вот как объяснил сей парадокс президент некоммерческого партнёрства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин (цитата «Блокнот.ру»):

На внутреннем российском рынке есть профицит топлива, оптовые цены упали, но розничные цены сильно вниз не пошли. Здесь есть несколько причин. Одна из них в том, что политическая ситуация постоянно меняется, и у продавцов бензина нет чёткой уверенности, что оптовые цены зафиксируются на нижнем уровне. В такой ситуации операторы АЗС не спешат сильно снижать цены, чтобы потом не пришлось их резко повышать. Если это сделать, то можно спровоцировать напряжённость в отношениях с владельцами автотранспорта

Доля правды в этом есть. Человеческий мозг так устроен, что забудет о снижении цен. Поэтому люди подумают, что нефтяники совсем обнаглели, раз так сильно повысили цены.

Но это, конечно, не самое веское основание, чтобы отказаться от снижения цен при возможности. В самые трудные времена заправки зарабатывают по 5 рублей за литр бензина. Поэтому если есть возможность получить больше прибыли, то вряд ли найдётся такой бизнесмен, который от неё откажется.

Впрочем, и это ещё не все факторы. Нефтяные компании в любой момент могут из профицита сделать дефицит: остановить перерабатывающие заводы или снизить мощности. Они уже пользовались таким приёмом. Он работает.

Поэтому про снижение цен можно забыть и не вспоминать никогда. Но и боятся сильного роста не стоит. Минэнерго РФ обещает, что в 2023 году бензин будет дорожать на заправках в пределах инфляции. Остаётся только надеяться, что в случае чего правительство быстро отреагирует и решит проблему, а инфляция не будет двузначной.

По материалам

Кнопка «Наверх»