Должен ли квартирант покупать новую технику, если старая сломалась?
Представьте ситуацию – вы снимаете квартиру и живёте там припеваючи до тех пор, пока у вас не ломается холодильник. Вы уверены, что он сломался из-за старости, поэтому заменить агрегат на новый должен собственник квартиры. Но арендодатель с вами не согласен – вы пользовались холодильником, вам его и чинить. Кто прав? Попробуем разобраться.
В Гражданском кодексе РФ (статья 616 п.2) сказано, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на его содержание:
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды
Получается, что любые поломки оплачивает арендатор. С одной стороны, это правильно – квартирант пользуется бытовыми приборами, сантехникой, мебелью. Испортил – оплати ремонт. Но что делать, если крупная бытовая техника сломалась и починке не подлежит? Неужели вместо старого советского холодильника арендатор должен покупать новый современный?
В ГК РФ (ст 622) действительно есть положение о том, что имущество в арендованой квартире надо поддерживать в рабочем состоянии и вернуть в том состоянии, в каком оно получено:
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором
С кранами, светильниками и техникой, которая сломалась по вине арендатора, всё понятно. Но бывает, что техника выходит из строя из-за независящих от нас причин – например, произошёл скачок напряжения или естественный износ деталей. В первом случае арендодатель должен требовать компенсацию от энергоснабжающей компании, во втором – предъявлять претензии не к кому.
Понятно, что квартирант не виноват в том, что техника сломалась из-за возраста. Но если собственник жилья с этим не согласен, то придётся проводить экспертизу – вызывать мастера по ремонту или оценщика из специализированной компании. Если эксперт подтвердит, что техника сломалась из-за естественного износа деталей, то квартирант ничего платить не должен. Новую технику должен купить собственник жилья.
Другой вопрос – кто будет оплачивать услуги эксперта? Конечно, это лучше всего решить на стадии подписания договора аренды. Тогда же надо прописать пункты о том, что делать, если сломался холодильник, потекла батарея или вышел из строя унитаз. А если вы заключаете договор на словах, то нет никаких гарантий того, что вы получите новую технику взамен сломанной.