Онлайн-сервисы будут напоминать подписчикам об оплате
В последнее время наша жизнь активно перемещается в интернет. Кинотеатры, музыка, образовательные программы — всё там. Онлайн-сервисы заманивают бесплатной подпиской на пробный период, просят номер карты, а потом каждый месяц списывают деньги. Причём об этом не приходит ни предупреждение от сервиса, ни оповещение от банка. Число подписок растёт — расходы тоже. Чтобы этого не происходило, депутаты хотят заставить сервисы информировать о приближении срока списания. Кто выступил против законопроекта?
В Госдуму могут внести законопроект, который обяжет онлайн-кинотеатры, музыкальные стриминговые сервисы и другие интернет-платформы заранее предупреждать пользователей о списании денег за подписку, сообщает «Коммерсантъ».
Разработка проекта ведётся с прошлого года. Изменения предлагают внести в закон о защите прав потребителей. Если закон примут, то операторы интернет-сервисов должны будут отправлять пользователям push-уведомление за сутки до очередной оплаты подписки. При этом изначально предлагалось, что в уведомлении будет кнопка, которая позволит отписаться.
Однако, как рассказал один из источников издания, участники рынка не согласились с формулировкой закона именно в таком виде и оказали «серьёзное противодействие» инициативе. Больше всего операторам интернет-сервисов не понравилась кнопка для отписки. Бизнес опасается, что это лишит их «спящих» подписчиков, которые оформили пробную подписку и потом забыли от неё отказаться.
В итоге кнопку заменят ссылкой на пользовательское соглашение и другую информацию о подписке. В таком виде законопроект собираются внести в Госдуму до конца весенней сессии, сообщил разработчик документа депутат «Единой России» Антон Немкин:
Мы внимательно отнеслись к позиции бизнеса и переработали законопроект, чтобы учесть интересы как пользователей, так и интернет-компаний
Что всё это значит?
По словам экспертов, многие компании самостоятельно уведомляют пользователей об окончании подписки, но пятая часть потребителей не получает таких сообщений. У многих граждан не получается самостоятельно следить за списаниями. Кроме того, некоторые сталкиваются с тем, что заявленные условия нарушаются. Например, сервисы предоставляют сначала часть контента, а за остальное требуют дополнительную плату.
Специалисты указывают, что в среднем люди пользуются подпиской в течение 5 месяцев. И ежемесячное напоминание о списании увеличит число отказов от подписки на 15-20%.
При этом весной 2022 года, когда с российского рынка стали уходить зарубежные видеосервисы, на отечественные аналоги перешло порядка четверти пользователей.
Сейчас просмотреть все свои подписки на смартфоне можно через настройки. Если у вас iPhone, то нужно в настройках кликнуть по своему аккаунту и перейти в категорию «Подписки». На Android путь следующий: Google Play – Аккаунт – Платежи и подписки.
Также все списания можно отследить через привязанную к аккаунту банковскую карту.
Например, в статье «Отписаться от платной подписки одним нажатием кнопки? Запросто!» мы писали, как можно отписаться через приложение Сбербанка.