Санкции против «Тинькофф»: как скажутся на клиентах?
Содержание статьи
За год мы уже привыкли к ограничениям со стороны ЕС и США. Но десятый пакет санкций оказался болезненным не только для бизнеса, но и для рядовых граждан, потому что под ограничения ЕС попал один из немногих банков, не затронутый до этого времени санкциями, — «Тинькофф».
У банка «Тинькофф», как уверяет сама кредитная организация, около 26 млн клиентов. Всем этим людям сейчас надо решить, что делать с деньгами, которые хранятся в банке.
Вообще, санкции от Евросоюза в первую очередь означают, что банку заблокируют активы в ЕС и запретят операции с евро. Цель ограничений — воздействие на каждодневные операции банков, изоляция от экономики других стран и международной экономической системы.
«Тинькофф» в обращении к клиентам отметил, что все сервисы работают в привычном режиме.
Наша команда много месяцев работала над тем, чтобы вы могли пользоваться сервисами «Тинькофф» в обычном режиме вне зависимости от внешних обстоятельств
Большинство клиентов действительно не заметят изменений. Проблемы будут у тех, кто совершает операции в валюте. Ограничения также затронут клиентов брокера «Тинькофф». Брокер обещал, что бесшовно переведёт активы инвесторов в компанию, которая не попала под ограничения. Пока торговля ценными бумагами приостановлена. Подробности о происходящем описаны в статье «Тинькофф приостановил торги: почему и когда они возобновятся».
Переводы из банка «Тинькофф» в другие страны. Что будет после санкций?
Клиенты «Тинькофф» сейчас неизбежно потеряют доступ к переводам по SWIFT. Уже начатые операции могут подвиснуть на корреспондентских счетах. Проблема затронет операции в евро.
«Тинькофф» ещё в прошлом году сократил количество стран, в которые можно отправлять деньги по SWIFT. Но среди оставшихся Казахстан, Турция, Таджикистан, Киргизия. Ограничения затронут тех, кто переводил валюту в эти страны.
«Тинькофф» уверяет, что проработал альтернативы SWIFT. Среди прочего для международных трансакций банк будет использовать СПФС (система передачи финансовых сообщений), российский аналог SWIFT, созданный ЦБ. Однако SWIFT — крупнейшая система обмена банковскими сообщениями. К ней подключены десятки тысяч участников из разных стран. К СПФС подключены только несколько сот участников.
Транзитные операции по переводу (те, в которых задействованы несколько банков) тоже осложнятся, поскольку деньги не смогут дойти до адресата, если в цепочке есть финансовая организация, подпавшая под ограничения.
Итак, если вы делали переводы в другие страны через «Тинькофф», то придётся искать другие варианты: системы денежных переводов, криптовалютные операции.
Что будет с приложением «Тинькофф»?
Учитывая опыт других подсанкционных банков, у «Тинькофф» может исчезнуть приложение из зарубежных магазинов. Но стоит помнить, что банк попал под европейские санкции, а IOS — американская операционная система. Есть шанс, что владельцы Iphone пока не потеряют приложение.
Впрочем, на всякий случай надо помнить, что уже установленные приложения не стираются. Основная проблема — они не обновляются. Рано или поздно приложение устареет. Единственный способ войти в личный кабинет — веб-версия.
Что будет с деньгами на счетах «Тинькофф»?
С рублёвыми счетами клиентов «Тинькофф» ничего не случится. Дебетовые и кредитные карты в рублях на территории России будут работать как и прежде.
Снимать наличные не нужно, поскольку санкции не угрожают ни сохранности средств, ни стабильности банка.
Счетам в евро тоже ничего не угрожает. То есть деньги сами собой не исчезнут. Но переводы не будут работать, расплатиться евро в магазине тоже не получится, снять валюту, которая положена на счёт до 9 марта 2022 года тоже нельзя.
О том, как поступить с валютой на счёте подсанкционного банка мы писали в статье «Санкции против «Тинькофф». Что делать с рублями и валютой на счетах?».