Банки

Стало известно, какие овощи скоро подорожают

Центробанк в начале года прогнозировал, что к весне рост цен на продукты замедлится. Но вот весна уже наступила, а какого-то особого спада мы не замечаем. По отдельным продуктам рост с конца прошлого года так и вообще составил 60 — 70%. При этом экономисты предупреждают о дальнейшем подорожании овощей, которые выращиваются в России, и объясняют, почему это происходит.

Почему цены снова растут? Фото: yandex.ru

К середине марта (14 — 20 марта, данные Росстата) в России больше всего подорожали (с декабря 2022 года):

  • лук репчатый — 74,7%,
  • помидоры — 62,8%,
  • морковь — 24,7%,
  • бананы — 21%,
  • свёкла — 16,4%.

По словам доцента кафедры маркетинга РЭУ им. Плеханова Николая Перепёлкина, это сезонное подорожание. Цены растут из-за логистических издержек — собственные запасы прошлого урожая заканчиваются, местное тепличное производство не справляется, а импорт не растёт (цитата по «Прайм»):

Это касается большинства овощей, в том числе тех, которые традиционно выращивают в России — картошка, лук, морковь. Но подорожание не будет значительным и резким — от 1% до 10% в зависимости от вида товара. Конечно, если не присоединятся панические настроения

Экономист также напомнил о прогнозируемом подорожании риса из-за низкого урожая прошлого года, но запасаться им впрок не стоит, считает Перепёлкин.

Что всё это значит?

Ещё пару месяцев назад ЦБ предполагал, что весной 2023 года инфляция может кратковременно опуститься ниже 4% (в годовом выражении).

Пока не заметно, чтобы мы приблизились к этой цифре. В феврале годовая инфляция, по данным Росстата, замедлилась до 10,99% с 11,77% на конец января и 11,94% на конец декабря. По данным ЦБ, основной вклад внесла динамика цен на продукты питания животного происхождения в результате расширения производства и сокращения издержек.

Тем не менее тенденция на замедление действительно есть. Если к середине февраля цены (по сравнению с началом месяца) выросли на 0,46%, то в марте — на 0,12%.

Да и люди смотрят в будущее с бОльшим оптимизмом. По данным того же Росстата, индекс потребительской уверенности (отражает ожидания населения), в I квартале 2023 года вырос на 5 п. п. (по сравнению с IV кварталом прошлого года).

На положительную динамику больше всего повлияли:

  • ожидаемые изменения экономической ситуации в России (+ 7 п. п.);
  • оценка произошедших изменений в экономике России за прошедший год (+ 8 п. п.);
  • ожидаемые изменения в личном материальном положении (+ 4 п. п.);
  • оценка условий для крупных покупок (+ 5 п. п.);
  • оценка условий для сбережений (+ 2 п. п.).

По материалам

Кнопка «Наверх»