Цены на бензин изменятся после новых санкций?
Содержание статьи
С декабря прошлого года действует запрет на поставки российской нефти в Европу морским путём, а с 5 февраля вступит в силу ещё и эмбарго на нефтепродукты. Раз рынки сбыта сужаются, значит, в стране должно оставаться больше бензина, дизтоплива, керосина и т. д. Соответственно, цены на них должны упасть. Но что будет на самом деле?
Почему цены снизятся?
Некоторые аналитики не видят причин для изменения цен на бензин в России. Уже действующие ограничения практически никак не отразились на рынке нефти. Как отмечает Bloomberg, морские поставки сырья после введения санкций не только не снизились, но даже наоборот, — выросли по сравнению с периодом апрель—декабрь прошлого года. В основном нефть идёт в страны Азиатского региона.
Не проиграла Россия и от введения потолка цен, так как наиболее крупные потребители— Китай и Индия и раньше приобретали нефть по цене ниже 60 долларов за баррель.
Об этом рассказал член Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев, передаёт «Парламентская газета». Кроме того, по его словам, в Европу российское сырьё идёт контрабандой.
По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, бензин за прошлый год стал чуть ли не единственным продуктом, который не был подвержен инфляции:
На внутреннем топливном рынке никаких серьёзных потрясений в ближайшее время ждать не стоит
В то же время эксперт не видит причин и для снижения цен. Оборудование для нефтедобычи импортное и оно дорожает. По мнению Аркуши, после 5 февраля резких изменений цен на внутреннем рынке не произойдёт, ситуация будет оставаться стабильной. Но что будет дальше неизвестно.
В краткосрочной же перспективе проблемы с топливом могут возникнуть лишь на Дальнем Востоке и в северных регионах. Но это не влияние санкций, а наши внутренние проблемы, которые были всегда. Добываемого сырья там не хватает для местных потребностей, а возить из других регионов дорого.
А если цены вырастут?
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев предположил, что топливо всё-таки начнёт дорожать. Перенаправление потока нефтепродуктов на азиатские рынки снизит их стоимость — все будут требовать дисконта. Тем более что в этих странах достаточно своих НПЗ и нефтепродуктов.
Тогда отечественные нефтяные компании захотят традиционно компенсировать потери за счёт внутреннего потребителя — нас с вами.
По его прогнозу, к марту бензин и дизель прибавят по 2 -3% от текущих цен.
Аналитик TeleTrade Алексей Фёдоров также напомнил о внутренних факторах, которые скажутся на стоимости топлива в РФ. Речь идёт о повышении акциза на топливо с 1 января 2023 года на 4% и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он также считает, что цены начнут расти весной.
Добавим, что увеличение стоимости топлива автоматически ведёт и к росту потребительских товаров. Так как в их ценах заложена логистика и доставка.