Банки

Центробанк обязал кредиторов раскрывать все условия рассрочки

После того как Центробанк зачистил банки, убрав с рынка неблагонадёжных игроков, у него дошли руки и до банковских продуктов. Скоро с рынка уйдёт нулевая ипотека и низкие первоначальные взносы. Кроме того, регулятор обеспокоился рассрочками без оформления кредитного договора. Несмотря на кажущуюся выгоду для потребителей, они несут в себе и скрытые риски: необходимость оформления страховки, невозможность досрочного погашения, или банальную переплату за покупку.

Что таит в себе рассрочка? Фото: yandex.ru

Банк России намерен снизить риски, которые возникают у потребителей при покупке товаров или услуг в рассрочку без оформления кредитного договора. Регулятор отмечает, что в отличие от заёмщика банка или МФО, человек в данном случае не защищён. Порой ему не раскрывают всю информацию об условиях договора, стоимости услуг по предоставлению рассрочки или размере возможной переплаты. Также он может не знать о высоких штрафах за просрочку платежей и не может воспользоваться реструктуризацией.

В связи с чем Центробанк намерен сблизить законодательство о потребительском кредитовании с тем, которое регулирует услуги рассрочки:

  • ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора,
  • ограничить размер неустойки за просрочку,
  • дать возможность покупателю запретить уступку прав требования,
  • запретить устанавливать разные цены на товар в зависимости от наличия рассрочки,
  • ввести обязанность раскрывать стоимость рассрочки,
  • рассмотреть варианты ограничения стоимости рассрочки.

Регулятор считает, что покупатель должен иметь возможность отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара. А также дать ему право в любой момент досрочно выплатить рассрочку по заранее известной процедуре.

На кредиторов ляжет обязанность отправлять данные о рассрочке в бюро кредитных историй. Как сообщает пресс-служба ЦБ:

Сейчас отсутствие этих данных мешает банкам правильно оценить долговую нагрузку и кредитоспособность потенциальных заёмщиков

Соответствующие поправки в закон появятся после обсуждения регулирования этой услуги с представителями банков и компаний, предоставляющих услуги рассрочки.

Напомним, что рассрочка в магазине – это на самом деле обычный кредит с начислением процентов. Но только выплачивает их банку магазин. Он делает скидку на товар, а разница идёт в платежи.

Помимо навязывания вам страховки (или даже включения её в договор по умолчанию), покупателя могут оштрафовать в случае пропуска ежемесячного платежа.

Такой вид банковского продукта обычно предоставляют магазины, но могут и сами банки. Например, с помощью специальных карт рассрочки. Они позволяют покупать товары в магазинах-партнёрах банка на условиях беспроцентной рассрочки в рамках установленного по ней кредитного лимита.

Не стоит путать рассрочку с POS-кредитованием. Последние также предлагают оформить не в банке, а непосредственно в магазине на приобретаемый там же товар. В отличие от рассрочки такой кредит придётся возвращать с процентами. И порой не маленькими. Ведь весь расчёт продавца на то, что клиенту хочется уйти домой с покупкой, без откладывания и дополнительного посещения банка. Хотя условия по потребительскому кредиту могут быть и лучше.

По материалам

Кнопка «Наверх»